4. Прямые и непрямые (ступенчатые) выборы
По ленинской Конституции от 1918 года проводились непрямые ступенчатые выборы:
«25. Всероссийский съезд Советов составляется из представителей городских Советов, по расчету 1 депутат на 25.000 избирателей, и представителей губернских съездов Советов, по расчету 1 депутат на 125.000 жителей».
«53. Съезды Советов составляются следующим образом:
а). Областные - из представителей городских Советов и уездных съездов Советов, по расчету 1 депутат на 25.000 жителей, а от городов по 1 депутату на 5.000 избирателей, но не более 500 делегатов на всю область, - либо из представителей губернских съездов Советов, избираемых по той же норме, если этот съезд собирается непосредственно перед областным съездом Советов.
б). Губернские (окружные) - из представителей городских Советов и волостных съездов Советов, по расчету 1 депутат на 10.000 жителей, а от городов по 1 депутату на 2 тысячи избирателей, но не свыше 300 депутатов на всю губернию (округ), причем в случае созыва уездного съезда Советов непосредственно перед губернским выборы производятся по той же норме не волостными, а уездным съездом Советов.
в). Уездные (районные) - из представителей сельских Советов, по расчету 1 депутат на 1 тысячу жителей, но не свыше 300 депутатов на весь уезд (район).
г). Волостные - из представителей всех сельских Советов волости, по расчету 1 депутат на каждые 10 членов Совета».
«55. Съезд Советов (областной, губернский, уездный, волостной) избирает свой исполнительный орган - исполнительный комитет, число членов, которого не должно превышать: а) по области и губернии - 25, б) по уезду - 20, в) по волости - 10.
Исполнительный комитет всецело ответственен перед избравшим его съездом Советов».
«56. В границах своего ведения съезд Советов (областной, губернский, уездный, волостной) есть высшая в пределах данной территории власть; в период же между съездами такой властью является исполнительный комитет».
Как видим квоты, заложенные в ленинской Конституции, обеспечивали рабочим явное большинство в выборных государственных органах.
Сама же система непрямых ступенчатых выборов обеспечивает зависимость вышестоящих выборных органов государства от нижестоящих. Тем самым создавался двойной контроль: один со стороны избирателей, а другой со стороны депутатов нижестоящего уровня. Следовательно, непрямые ступенчатые выборы также являются принципиальными для пролетарской демократии.
В сталинской Конституции от 1936 года заложена принципиально другая система выборов:
«Статья 139. Выборы депутатов являются прямыми: выборы во все Советы депутатов трудящихся, начиная от сельского и городского Совета депутатов трудящихся вплоть до Верховного Совета СССР, производятся гражданами непосредственно путем прямых выборов».
Такая система выборов приводит к тому, что все выборные государственные органы выстраиваются в единую иерархическую пирамиду, в которой вышестоящие органы командуют нижестоящими. Такая система выборов является плодом буржуазной демократии. Далеко ходить за примером не надо, посмотрите, по какой системе проводятся выборы сегодня в России и все станет ясно. Именно прямые выборы делают государственные органы независимыми от народных масс.
Что же касается системы выборов, которой придерживались коммунары Парижа, то о ней Маркс пишет:
«Собрание делегатов, заседающих в главном городе округа, должно было заведовать общими делами всех сельских коммун каждого округа, а эти окружные собрания в свою очередь должны были посылать депутатов в национальную делегацию, заседающую в Париже».[12]
Как видим, в этой цитате говорится о непрямых ступенчатых выборах, которые и были заложены в ленинской Конституции от 1918 года.
5. О буржуазном парламентаризме
Одной из характерных проявлений буржуазной демократии является парламентаризм, т.е. разделение законодательных и исполнительных функций.
Касательно Парижской Коммуны Маркс пишет:
«Коммуна должна была быть не парламентарной, а работающей корпорацией, в одно и то же время и законодательствующей и исполняющей законы».[13]
В ленинской Конституции 1918 года говорится:
«24. Всероссийский съезд Советов является высшей властью РСФСР».
«28.Всероссийский съезд Советов избирает Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет Советов (ВЦИК) в числе не свыше 200 человек».
«30. В период между съездами высшей властью Республики является ВЦИК Советов».
«31. ВЦИК Советов является высшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом РСФСР».
«35. ВЦИК Советов образует Совет Народных Комиссаров (СНК) для общего управления делами РСФСР и отделы (народные комиссариаты) для руководства отдельными отраслями управления».
«37. Совету Народных Комиссаров (СНК) принадлежит общее управление РСФСР».
«38. В осуществление этой задачи СНК издаёт декреты, распоряжения, инструкции и вообще принимает все меры, необходимые для правильного и быстрого течения государственной жизни».
«33. ВЦИК Советов рассматривает и утверждает проекты декретов и иные предложения, вносимые СНК или отдельными ведомствами, а также издает собственные декреты и распоряжения».
Как видим, по ленинской Конституции система Советов является одновременно и законодательной и исполнительной корпорацией, что полностью соответствует тому, что представляла собой Парижская Коммуна.
В сталинской Конституции от 1936 года говорится:
«Статья 30. Высшим органом государственной власти СССР является Верховный Совет СССР».
«Статья 32. Законодательная власть СССР осуществляется исключительно Верховным Советом СССР».
«Статья 56. Верховный Совет СССР образует на совместном заседании обеих палат Правительство СССР - Совет Народных Комиссаров СССР».
«Статья 64. Высшим исполнительным и распорядительным органом государственной власти СССР является Совет Народных Комиссаров СССР».
«Статья 99. Исполнительными и распорядительными органами краевых, областных, автономных областей, окружных районных, городских и сельских Советов депутатов трудящихся являются избираемые ими исполнительные комитеты в составе: председателя, его заместителей, секретаря и членов».
Из содержания статей сталинской Конституции видно, что функция исполнительная отделена от функции законодательной. Законодательные функции выполнял Верховный Совет, а исполнительные функции - правительство и вся нижестоящая система Советов. Таким образом, Верховный Совет, который с 1936 года созывался вместо Всероссийского съезда Советов, был превращен в палату законодателей, т.е. в буржуазный парламент.
6. Еще одно свидетельство уничтожения диктатуры пролетариата
Обратите внимание на тот факт, что в статье 30 сталинской Конституции Верховный Совет объявляется “высшим органом государственной власти СССР”, но так ли это было на самом деле?
В ленинской Конституции говорится, что Всероссийский съезд Советов является высшей властью РСФСР. В период между съездами этой высшей властью обладал ВЦИК. Но по созыву Всероссийского съезда полномочия ВЦИК переходили Всероссийскому съезду Советов. Поэтому мы можем сказать, что Всероссийский съезд Советов действительно был высшей властью в РСФСР. Более того, пункт N27 ленинской Конституции подтверждает это положение:
«27. Чрезвычайный Всероссийский съезд Советов созывается Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом Советов по собственному почину или по требованию Советов местностей, насчитывающих не менее 1/3 всего населения Республики».
По сталинской Конституции:
«Статья 48. Верховный Совет СССР избирает на совместном заседании обеих палат Президиум Верховного Совета СССР…».
Следует отметить, что Президиум Верховного Совета СССР является уже постоянно действующим органом, в отличие от ВЦИК Советов, который слагает свои полномочия перед Всероссийским съездом Советов. Президиум Верховного Совета СССР продолжает действовать и в периоды сессии Верховного Совета СССР. Более того, Президиум Верховного Совета СССР обладает властью большей, чем сам Верховный Совет и это видно из следующей статьи сталинской Конституции:
«Статья 49. Президиум Верховного Совета СССР:
в) распускает Верховный Совет СССР на основании 47 статьи Конституции СССР и назначает новые выборы…».
«Статья 54. По истечению полномочий или в случае досрочного роспуска Верховного Совета СССР Президиум Верховного Совета СССР назначает новые выборы в срок не более двух месяцев со дня истечения полномочий или роспуска Верховного Совета СССР».
Говоря другими словами, если Верховный Совет не переизбирает Президиум Верховного Совета СССР в том составе, в котором предлагает, скажем, ЦК КПСС, то Верховный Совет распускается, и назначаются новые выборы!
Отталкиваясь от этих статей сталинской Конституции можно констатировать, что содержание статьи 30 сталинской Конституции (“высшим органом государственной власти СССР является Верховный Совет СССР”) представляет собой циничный обман граждан СССР. В действительности высшим органом государственной власти в СССР, который обладал высшей властью в государстве, являлся Президиум Верховного Совета СССР. Этим, наверное, и можно объяснить необходимость всеми Генеральными секретарями ЦК КПСС непременно занимать вторую должность - Председателя Президиума Верховного Совета СССР.
III. Надгробие на могиле диктатуры пролетариата
Исходя из анализа, ленинской 1918 года и сталинской 1936 года Конституций и их сравнения с декретами Парижской Коммуны, мы можем сделать следующие выводы.
Сталинская Конституция 1936 года основывается на принципах буржуазной демократии. В этой Конституции мы уже не обнаруживаем принципов пролетарской демократии, т.е. диктатуры пролетариата (принципов устройства пролетарского государства). От всей пролетарской демократии остался только призрак Советов (название, вывеска), которые по своей сущности перестали быть органами политической власти пролетариата.
В 1936 году государство в СССР уже не было пролетарским. Это означает, что государство в СССР подчинялось уже не рабочему классу, им распоряжался уже не пролетариат. Говоря другими словами, пролетариат утратил политическую власть, а такое могло произойти только в результате политического переворота.
Следовательно, сталинская Конституция 1936 года - это надгробие на могиле диктатуры пролетариата. В ней возведена в закон воля другого класса.
Однако если уже в 1936 году государство не было пролетарским, если пролетариат уже не обладал политической властью, то каков же тот класс, который произвел этот переворот, которому и подчинялось государство?
Из марксова учения о государстве мы знаем, что историческими предпосылками возникновения классов является незначительное развитие производства. Пока все общественное производство “дает продукцию, едва превышающую самые необходимые средства существования всех”, пока огромное большинство членов общества “исключительно заняты трудом, образуется класс, освобожденный от непосредственного производительного труда и ведающий такими общими делами общества, как управление трудом, государственные дела…”.[14] Этот образовавшийся класс, ведающий делами общества и стоящий над обществом, следовательно, и над общественным производством, стремится закрепить за собой свое положение и обеспечить себе, тем самым, господство над той частью общества, которая “исключительно занята трудом”. С этой целью, образовавшийся класс применяет для подчинения, подавления и усмирения особую силу, состоящую из армии, полиции, судов и тюрем.
Эти объяснения дают нам представление, как и в результате чего возникали в истории классы. Вместе с тем следует отметить, что в основе разделения общества на классы лежит разделение труда. Когда одна часть общества занята непосредственным трудом, другая занята тем, что управляет первыми. Такое положение вторых, которые избавлены от “непосредственного производительного труда” мы рассматриваем как положение привилегированное по отношению к первым. И общий интерес вторых проявляются именно в том, чтобы закрепить за собой это привилегированное положение. Это привилегированное положение проявлялось еще и в том, что этот класс, помимо управления производством и управления всем обществом, распоряжался всем общественным капиталом, т.е. он выполнял функции совокупного капиталиста.
Из «Капитала» мы знаем, что не капиталист порождает капитал, а капитал превращает лицо им распоряжающееся в капиталиста, т.е. капиталист получает свое название от капитала, которым он распоряжался, это во-первых. Во-вторых, чем отличается государственный капитализм от частного капитализма? Именно тем, что функции, которые на частнокапиталистической ступени развития капитализма выполнял, как частное лицо, как частный предприниматель, один капиталист, при государственном капитализме выполняют наемные государственные служащие. Именно для того, чтобы эти государственные чиновники и выборные органы государства, их контролирующие, не перерождались в действительных капиталистов, они должны были быть сменяемы в любое время. И отмена данного принципа пролетарской диктатуры в сталинской Конституции есть свидетельство потери политической власти пролетариатом. Вместе с тем, это свидетельствует о том, что политическая власть теперь находится в руках у тех, против кого был направлен этот принцип.
Что же представлял собой этот новообразовавшийся класс, которому и принадлежали в действительности и государственная власть, и средства производства, класс, который распоряжался в стране всем общественным капиталом? Мы утверждаем, что средства производства принадлежали именно этому классу на том основании, что именно представители этого класса распоряжались как государственной собственностью, так и всеми природными ресурсами на территории СССР. Этот класс, который выполнял функции совокупного капиталиста, подобно учредителям акционерного общества, формировался из представителей высшей партийной элиты, из партийных работников занимавших ключевые посты на различных уровнях партийной структуры и из наемных служащих назначаемых на ключевые посты в государственных органах управления.
Что мы называем номенклатурой? Номенклатура - это круг должностных лиц, назначение или утверждение которых относится к компетенции какого-либо вышестоящего органа. Заметим, что нам не известны случаи, чтобы в СССР уволили какого-нибудь государственного чиновника высшего ранга, и он после этого пошел работать рабочим. Если какой-либо чиновник из этой категории не справлялся со своими обязанностями, то его ожидала либо почетная ссылка в качестве дипломата в какую-нибудь страну, либо ссылка на государственные предприятия в качестве управляющего предприятием и погонщика пролетариев. Эти номенклатурные единицы всегда уходили на персональные пенсии. Даже на пенсии они продолжали пользоваться привилегиями номенклатуры. Поэтому мы и называем этот класс - классом партийно-государственной номенклатуры. Кстати, это одна из отличительных особенностей государственного капитализма в СССР, которая заключается в том, что изменилась форма присвоения прибавочной стоимости: в СССР она присваивалась не в форме денег, а в товарной форме через привилегии, т.е. в форме прибавочного продукта. Добавим только, что процесс присвоения изменился не только по форме, но и по содержанию - он стал паразитическим.
Итак, класс, совершивший политический контрреволюционный переворот в СССР - это класс партийно-государственной номенклатуры, состоящий из партийно-государственных чиновников высшего ранга, который выполнял в “Советском” государстве функции совокупного капиталиста.
Послесловие
В 1918 году, 16(3) января, ВЦИК издал постановление, в котором говорилось, что:
«На основании всех завоеваний Октябрьской революции и согласно принятой на заседании ЦИК 3 января с.г. декларации трудового и эксплуатируемого народа, вся власть в Российской республике принадлежит Советам и советским учреждениям. Поэтому всякая попытка со стороны кого бы то ни было или какого бы то ни было учреждения присвоить себе те или иные функции государственной власти будет рассматриваема как контрреволюционное действие. Всякая такая попытка будет подавляться всеми имеющимися в распоряжении Советской власти средствами, вплоть до применения вооруженной силы».
В 1918 году следовало бы в самой Конституции отдельной статьей отметить, что всякая попытка изъятия из Конституции основ пролетарской демократии (ступенчатые выборы, производственный принцип, открытое голосование, совмещение законодательных и исполнительных функций) и принципа диктатуры пролетариата (возможность отзыва своего депутата в любое время) есть контрреволюционное действие. Конечно, такая статья не уберегла бы власть пролетариата, но она сделала бы очевидным контрреволюционный переворот при всякой попытке изъять эту статью.
Александр Громов
15 августа 2000г.
Примечания
[1] В.И.Ленин, ПСС, изд. 5-е., т.34, стр.193
[2] В.И.Ленин, ПСС, изд. 5-е., т.41, стр.179
[3] К.Маркс и Ф.Энгельс, Соч., изд.2, т.4, стр.443, “Манифест Коммунистической Партии”
[4] В.И.Ленин, ПСС, изд. 5-е., т.36, стр.295
[5] К.Маркс и Ф.Энгельс, Соч., изд.2, т.6, стр.443, “Наёмный труд и капитал”
[6] К.Маркс и Ф.Энгельс, Соч. изд.2, т.4, стр.272-273, “Коммунисты и Карл Гейнцен”
[7] Там же, стр.273
[8] Там же, стр.274
[9] Там же, стр.273-274
[10] К.Маркс и Ф.Энгельс, изб. соч. в 9-ти т., т.4, стр.308, “Гражданская война во Франции”.
[11] Там же, стр.309.
[12] Там же, стр.274.
[13] Там же, стр.273.
[14] К.Маркс и Ф.Энгельс, изб. соч. в 9-ти т., т.5, стр.336
http://www.livejournal.com/editjournal.bml?journal=kiev_circle&itemid=801