Помните детский стишок Джанни Родари?
«У каждого дела запах особый.
В булочной пахнет тестом и сдобой.
Мимо столярной идешь мастерской -
Стружкою пахнет и свежей доской…».
Для современных детей и сами рабочие профессии, и, разумеется, связанные с ними признаки-ассоциации зачастую совершенно абстрактны. Растущие в эпоху информации, и, особенно живущие в городе, практически не сталкиваются с ручным трудом. Да, малышей-дошкольников по-прежнему принято учить вырезать - клеить - лепить - мастерить поделки. Но чем старше становится ребенок, тем более значимыми для него становятся электронно-информационные технологии и виртуальная реальность; тем больше вытесняется мир реальных вещей, действий, впечатлений. Но не теряют ли дети при этом что-то важное?
В кружок столярного мастерства и резьбы по дереву мой девятилетний Саша попал в начале прошлого учебного года, причем совершенно случайно: подруга рассказала, что есть такой в ближайшем к нам дворце творчества.
С первого занятия он принес кинжал. Настоящий, резной, филигранный. Дома не выпускал его из рук. На следующий день покрасил серебристой краской, покрыл лаком. Надо ли говорить, что я чуть дар речи не потеряла, когда он заявил, что намерен подарить свой кинжал. Но гордость и желание произвести эффект оказались сильнее чувства собственности.
Позднее, поговорив с преподавателями кружка, я узнала, что они всегда стараются привлечь новичка тем, что на первом посещении помогают ему сделать изделие с нуля до полной готовности - своего рода «приманка». И лишь потом начинается кропотливая работа. После первого профессионально выполненного кинжала Саня приносил домой десятки куда менее удачных, но, очевидно, сделанных своими руками изделий. Но не прошло и полгода (в буквальном смысле), как он принес собственноручно сделанный нож, практически не уступающий тому, первому.
Разумеется, кроме ножей у нас поселились самолеты и планеры, подставки для карандашей и ручек, корабль, скалка для теста, множество подсвечников разных форм и размеров…..
Никуда Саня не рвался так, как на резьбу. «Почему тебе нравится этот кружок?» - спросила я его недавно, когда он возобновил занятия после летних канинул. «Потому что можно что-то придумать и сделать. И потом это дарить» - ответил сын.
Чем полезно настоящее творчество?
Ручной труд, да еще и в таком его чистом виде - это возможность истинного, естественного творчества. Созидать реальные предметы - радующие глаз, а то и полезные в быту - это ли не радость для мальчика? Достижение материального, осязаемого результата взращивает уверенность в себе, в своих силах и возможностях; обеспечивает чувство гордости - я наблюдаю это постоянно.
Это творчество со всеми сопутствующими ошибками - поддающимися исправлению и нет. В отличие от компьютерной, виртуальной конструкции на опыте познается возможность оплошности. Изделие может оказаться безнадежно испорченным и тогда с ним необходимо расстаться, несмотря на вложенные силы. Но остается возможность начать заново, с учетом допущенной ошибки. С другой стороны, иногда приходится переделывать замысел. «Это должен был быть самолет, но я срезал лишнее. Пришлось переделывать, придумать другую модель».
Плотничество, как и другие виды ручного труда, развивает волевые качества. Например, корабль изготавливался несколько занятий подряд - это ли не тренировка терпения? Как истинно мужское занятие, требует столярное искусство и определенной физической силы и выносливости. Если уж пришел за занятие, то в течение двух-трех часов посвяти одному делу - без перерывов на «отдохнуть-перекусить». Наконец, работа по дереву развивает ловкость рук и пальцев - как известно, связанную с развитием мозга.
Саша имеет сейчас возможность оказать помощь. Например, подправить форму кухонной доски (по моей просьбе) или сделать сестре подставку для карандашей и ручек. И, конечно, вопрос с подарками родственникам-друзьям для Сани теперь полностью решен. Особенно это важно для замкнутого, интровертированного, чувствительного ребенка, в котором необходимо буквально взращивать чувство собственной силы.
Каковы сложности?
Конечно, работа в столярной мастерской связана с определенным, хоть, учитывая бдительный глаз преподавателей, незначительным риском. Однажды Саня все-таки порезался довольно сильно. Подозреваю, что не все мамы спокойно отпустили бы мальчика-третьеклассника в помещение, где шумят-вращаются-стучат множество деталей столярных станков. Но это вопрос доверия мастеру, доверия своему ребенку и, конечно, осознание того, что в реальном мире существуют реальные опасности. Задача ведь не оградить от всего, а научить обращаться. А мальчику придется учиться работать со многими потенциально опасными инструментами.
Еще одна сложность - это затраты времени для взрослых: привести или привезти, забрать с занятий домой. Тем более, если это не приятный летний вечер, а зимняя непогода, мороз или дождь. Мы становимся ленивы, и современный мир идет нам навстречу, предлагая множество комфортных вариантов. Так, куда проще купить потрясающий диск с игрой или фильм и на вечер «нейтрализировать» ребенка, и делать это постоянно.
Но больше всего меня поражает энтузиазм мастеров-преподавателей, которые действительно отдают душу этим занятиям; с готовностью придумывают эскизы будущих изделий и учат своих воспитанников традиционно мужскому мастерству. Их огорчает лишь одно: раньше, еще 10-15 лет назад мастерская во второй половине дня была битком набита детьми. Сейчас на занятиях присутствуют максимум двое-трое мальчишек. А иногда мой Саня бывает одним учеником. Не хочется думать о том, что при такой посещаемости кружок раньше или позже закроют (как, впрочем, и весь дом творчества - схожая ситуация сложилась с большинством других кружков).
Семилетний Ваня тоже настойчиво просится «тоже пойти на резьбу». «Нужно немного подрасти, - говорю я ему, - в кружок принимают детей с 8-9 лет». Может быть, ваш сын захочет составить нам компанию? Приходите, вам будут рады! Мы ходим в Дом детского технического творчества Соломенского района на ул.Курской. Кстати, занятия совершенно бесплатны. И, возможно, подобные "непопулярные" сегодня кружки существуют и в других районах города.