10 февраля - день памяти Пушкина.

Jan 30, 2009 03:57



Мы вот такой праздник-путешествие по сказкам с Котом Учёным провели в прошлом году дома, в этом году собираюсь провести в школе в 1м классе.

Фотографий мало, к сожалению.

Сначала - краткий план всего праздника, что за чем следует.

У лукоморья дуб зелёный

Златая цепь на дубе том (и т.д.) ...

Появляется Кот Ученый с листочками-загадками с дуба.

Вы хорошо знаете сказки Пушкина?

Сегодня мы с вами отправимся в сказочное путешествие и встретимся с некоторыми героями.

Сначала расскажем, как Пушкин писал сказки.

Потом будем отгадывать загадки.

Часть 1. Мини-спектакль «Пушкин в Михайловском».

Часть 2. Сказка о Царе Салтане.                         Музыка: Лядов, ХОРОВОДНАЯ

Появляется картина-нарисованный город, ель, белочка, орешки.

Часть 3. Сказка о рыбаке и рыбке.                     Лядов, ПРОТЯЖНАЯ

Старуха, корыто, землянка - за ширмой. У нас старуха была кукла-перчатка, но лучше, конечно, чтоб живой человек играл.

Часть 4. Сказка о Мёртвой Царевне.

Царица в комнате: зеркало, яблоко.

Листочки - загадки.

Теперь о каждой части - в подробностях.

Часть 1. Мини-спектакль «Пушкин в Михайловском».

Дети играют роли Пушкина, Арины Родионовны, девушек-рукодельниц.

Пушкин два года жил в деревне - Михайловском. Жил он там со своей няней. Она его нянчила, когда он был ещё малышом, а теперь он уже взрослый, 25 лет, и няня стала ему другом. Ей он читал много своих стихов. Вот посмотрите на картину «Пушкин в Михайловском».

Пушкин очень любил свою няню и посвятил ей много стихов. Например, вот эти:

Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя,

Одна, в глуши лесов сосновых,

Давно, давно ты ждёшь меня.

Ты под окном своей светлицы

Горюешь, будто на часах.

И медлят поминутно спицы

В твоих наморщенных руках.

Романс «Буря мглою» на музыку М. Яковлева.

Буря мглою небо кроет

Вихри снежные крутя.

Арина Родионовна была очень умелой мастерицей, рукодельницей. Светелка. Девушки рукодельничают. Был такой обычай, девчонок отдавали к какой-то одной рукодельнице, мастерице, самой лучшей, чтобы она их учила делать поясочки к свадьбе, вышивать. А.Р. их учит и поет песни, духовные стихи, сказки рассказывает.

Песня девушек(Арина Родионовна выбирает девочек из гостей, даёт им нитки, реквизиты, усаживает в светёлку)

А.Р. поёт :

Уж вы девицы,

Cадитеся прясть.

Ой, садитеся прясть

Да белый кужалёк.

Чаго ж ты лучинушка

Не ярко горишь

Ой, не ярко не жарко

Не вспыхиваишь

Али ты лучинушка

В печи не была

В печи не была.

Пушкин часто заходил в светёлку, слушал как они поют, какие сказки рассказывают. Он стал записывать то,что ему особенно понравилось - брал перо (тогда писали перьями) и записывал песни, сказки. А потом стал перекладывать на стихи. И вот однажды рассказала А.Р. ему такую сказку:

Царь задумал жениться и не нашёл себе по нраву никого. Подслушал он раз разговор трёх сестёр. Первая сказала, что одним зерном весь мир накормит. Другая сказала, что одним куском холста весь мир оденет. Третья сказала, что родит царю тридцать три богатыря. Царь женился на меньшой.

Из этой сказки Пушкин написал свою, стихами. Отгадайте, какую?

Вопрос для взрослых: когда именно происходит действие, описанное в начале «Сказки о царе Салтане»? (Святки)

Эти же девочки, что рукодельничали с Ариной Родионовной, в лицах показывают начало сказки: Три девицы под окном пряли поздно вечерком и т.д.

Часть 2. Сказка о Царе Салтане.                                     Музыка: Лядов, ХОРОВОДНАЯ

Появляется картина-нарисованный город, ель, белочка, орешки.

Остров на море лежит

Град на острове стоит

С златоглавыми церквами

С теремами да садами

Ель растёт перед дворцом,

А под ней хрустальный дом.

Белка там живёт ручная,

Да чудесница какая!

Белка песенки поёт

Да орешки всё грызёт. <…>........... ...         Видит: белочка при всех

А орешки не простые,                                   золотой грызёт орех

Всё скорлупки золотые,                                изумрудец вынимает,

Ядра-чистый изумруд,                                  а скорлупку собирает.

Белку холят, берегут.                         Кучки равные кладёт

Там ещё другое диво:                                    и с присвисточкой поёт

Море вздуется бурливо,                                при честном при всём народе:

Закипит, подымет вой,                                 Во саду ли в огороде.

Хлынет на берег пустой,

Расплеснётся в скором беге,

И очутятся на бреге,

В чешуе, как жар горя,

Тридцать три богатыря,            (выходят 3 мальчика-богатыря в шлемах)

Все красавцы удалые,

Великаны молодые,

Все равны, как на подбор,

С ними дядька Черномор.

И той стражи нет надёжней,

Ни храбрее, ни прилежней.

Там ещё царевна есть,              (выходит девочка в костюме царевны)

Что не можно глаз отвесть.

Днём свет Божий затмевает,

Ночью землю освещает -

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.

А сама-то величава,

Выступает, будто пава.

Сладку речь-то говорит,

Будто реченька журчит.

Белочка загадывает загадки по сказке.

Учит всех петь песенку «Во саду ли в огороде».

Молодцы, отгадали! Отправляемся в следующую сказку.

Игра «Ходи рыба по верху», вспоминаем названия рыб.

Часть 3. Сказка о рыбаке и рыбке.

Жил старик со своею старухой           (Играет музыка: Лядов, Протяжная)

У самого синего моря.

Они жили в ветхой землянке

Ровно тридцать лет и три года.

Старик ловил неводом рыбу,

Старуха пряла свою пряжу.              (Появляется старуха с корытом.)

Старуха:

Дурачина ты, простофиля.

Бестолковый старый невежа.

Кот Учёный: Здравствуй, старуха! Зачем старика так ругаешь, бранишь, обзываешь?

Старуха: Как же не ругать-то? Не смог выпросить у рыбки богатства. Ведь жила бы я тогда в окияне-море и служила б мне сама рыбка золотая, и была бы у меня на посылках. А теперь сижу я у разбитого корыта.

Кот Учёный: Наверное, слишком много ты просила у рыбки. Не могла она выполнить все твои желания.

Старуха: И чего-ж я невозможного просила? Подскажите-ка мне, детки дорогие.

Дети: Новое корыто.

Старуха: Дурачина он, простофиля!

Не умел он взять выкупа с рыбки!

Хоть бы взял он с неё корыто!

Наше-то совсем раскололось!

Вот посмотрите!

Кот Учёный: Дети, а что ещё просила старуха?

Дети: Избу!

Старуха: Верно, избу новую просила! Со светёлкой, с кирпичною, белёною трубою, с дубовыми, тесовыми воротами! Наша-то совсем вросла в землю!

Кот Учёный: Не успокоилась на этом ты, старуха. Дети, кем же стать она хотела?

Дети: Столбовой дворянкой.

Старуха: Да, не хотела я быть черной крестьянкой, а хотела стать дворянкой столбовой. Жить в тереме высоком, одеваться в дорогую соболью душегрейку.

Чтоб

Парчовая на маковке кичка,

Жемчуга огрузили шею,

На руках золотые перстни,

На ногах красные сапожки.

Передо мною усердные слуги, а я бью их, за чупрун таскаю.

Кот Учёный: Но и этого ей мало показалось. Кем же после стать она хотела?

Дети: Вольною царицей.

Старуха: Что ж такого? Вольною царицей! Разве для меня высокий терем?

Я бы жить должна в палатах царских,

Чтоб служили мне бояре да дворяне,

Наливали б мне заморские вина,

Заедала б я их пряником печатным.

А вокруг меня грозная стража,

На плечах топорики б держала.

Если б не старик мой простофиля!

Он всю жизнь таким был дурачиной!

Сколько лет живу с ним, столько маюсь!

Ну-ка детки подскажите, сколько?

Дети: 30 лет и 3 года.

Старуха: Правильно, десятка три годочков.

А повезло-то раз за это время.

В сеть поймал он рыбку золотую,

Да и то не с первого же раза.

Сколько раз закидывал он невод?

Дети: 3 раза.

Старуха: Раз он в море закинул невод-

Пришёл невод с одною тиной,

Он в другой раз закинул невод,

Пришёл невод с травою морскою,

В третий раз закинул он невод,

Пришёл невод с одною рыбкой,

С непростою рыбкой - золотою.

По-нашему говорила рыбка,

Домой в море синее просилась.

Вспомните, что рыбка говорила?

Дети: Отпусти ты, старче, меня в море!

Дорогой за себя дам откуп:

Откуплюсь чем только пожелаешь.

Старуха: Вот видите! «Чем только пожелаешь»! Обманула меня рыбка золотая! Не захотела выполнить моё желание!

Кот Учёный: Дети, какое желание рыбка так и не выполнила?

Дети: Стать владычицей морскою.

Старуха: Да, я хотела стать владычицей морскою

Чтобы жить мне в окияне-море,

Чтоб служила мне рыбка золотая

И была б у меня на посылках.

Кот Учёный: Всё нам с тобою ясно, старуха! Как вы думаете, ребята, почему золотая рыбка не выполнила последнее желание старухи? За что она её наказала и как?

Дети отвечают.

Старуха: Ладно, больше делать так не буду.

Совсем вы меня пристыдили.

Пойду разыщу старика да узнаю

Не поймал ли он ещё одну рыбку?

Буду умней, попрошу только новое корыто.

Наше-то совсем раскололось. (Уходит и уносит корыто.)

Кот Учёный: Ну вот, ушла! А шуму было сколько!

Расставшись, наконец, с старухой вздорной

По Лукоморью путь мы свой продолжим.

Часть 4. Сказка о Мёртвой Царевне.

Кот Учёный читает начало сказки «Царь с царицею простился» до «Царь женился на другой». Какая это сказка? Сейчас, дети мы с вами отправимся в эту сказку и увидимся... со злой царицей!

Все идут в кабинет, там сидит царица перед зеркалом.

Царица.

«Свет мой, зеркальце! Скажи

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?»

Примеряет украшения, красуется перед зеркалом.

Кот учёный:

«Правду молвить, молодица

Уж и впрями была царица:

Высока, стройна, бела,

И умом и всем взяла;

Но зато горда, ломлива,

Своенравна и ревнива».

Царица сердито топает:

Что такое? Что за речи?

Что ли ты свалился с печи?

Всё ты врёшь, противный Кот.

Всё совсем наоборот.

Вовсе я и не ломлива,

Вовсе я и не горда,

А добра и справедлива

И заботлива всегда.

(Угрожающе)

Ну, а падчерицу свою

Просто до смерти люблю!

Я своей служанке верной

Приказала с ней гулять

В лес отправилась, наверно,

Свежим воздухом дышать

Да здоровье поправлять.

Правильно, детки?

Дети кричат, что это неправда.

Кот учёный:

Видишь, царица, дети говорят, что всё было не так. Зачем же на самом деле она послала царевну в глушь лесную?

Дети отвечают.

Царица.

Что ж, меня вы разгадали!

Видно, сказку вы читали.

Чтобы это мне узнать,

Вопросы стану задавать.

Задаёт детям загадки (на листочках дуба)

Вижу, сказку вы читали!

Верные ответы дали.

И, конечно же, устали.

Не пора ли закусить?

Я хочу вас угостить.

(Достаёт отравленное яблоко и предлагает детям).

Вот вам яблоко. Оно

Соку спелого полно,

Так свежо и так душисто,

Так румяно-золотисто,

Будто мёдом налилось!

Видны семечки насквозь.

Дети говорят, что яблоко отравлено.

Кот учёный: Молодцы, ребята! Вот что значит много читать! Знания выручат вас в любой ситуации.

Царица.

Ладно, надоело мне быть злой и всех обманывать. Буду лучше доброй. Поможете мне исправиться, ребята? Что мне надо для этого сделать?

Приложение.

Вот загадки для всех трёх сказок (мы их приклеили к листочкам дуба):

Сказка о Царе Салтане.

О чём мечтала каждая из сестриц, сидя под окном «поздно вечерком»?

Как звали царя, подслушавшего мечты трёх девиц?

Предмет, который доставил на остров царицу с сыном?

Кого спас царевич, убив стрелой чародея?

Какую песню пела белка «при честном при всём народе»?

Название острова, мимо которого проплывали корабельщики?

Кто подменил грамоты гонцу?

Кто совершал все чудеса на острове Буяне?

Сколько чудес было на острове Буяне и какие?

Что за стража обходила дозором славный город?

Кто возглавлял чудесное войско?

Чей это портрет:

«Днём свет Божий затмевает,

Ночью землю освещает,

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.» ?

У Царевны Лебеди были родные братья. Кто они?

Сколько раз Гвидон отправлялся в царство славного Салтана и в кого он превращался?

Сказка о рыбаке и рыбке.

Сколько лет жил старик со старухой у синего моря?

С чем осталась старуха в конце сказки?

Какими словами бранила старуха своего старика?

Сказка о Мёртвой Царевне.

Чей это портрет:

«Высока, стройна, бела,

И умом, и всем взяла,

Но зато горда, ломлива,

Своенравна и ревнива.» ?

Чем угощали богатыри царевну?

Как звали сенную девушку?

Где братья похоронили молодую царевну?

Что «так румяно-золотисто, будто мёдом налилось?

Как звали королевича в «Сказке о Мёртвой Царевне»?

Кого спрашивал Елисей о том, где находится его невеста?

У кого жила царевна в лесу?

Как звали собаку семи богатырей?

Как богатыри называли царевну?

Что сказала царевна, когда ожила?

С какими словами обращалась царица к зеркальцу?

Благодарности.

Идея похожа на экскурсию «Путешествие с котом учёным», которую проводили в Пушкинском музее на Пречистенке. Фрагменты (в стихах) сказочного путешествия из «Сказки о рыбаке и рыбке» и «Сказки о мёртвой царевне» принадлежат Вере Желтиковой, библиотекарю из детской библиотеки им. Некрасова в г. Тамбове, я их переписала из библиотечного журнала «Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки», этот номер был посвящён 205-летию со дня рождения Пушкина.

Вообще, библиотекари - народ очень творческий и знающий, в методических отделах библиотек у них обычно бывает куча интересных материалов.

.

7 лет, больше 15 детей, Пушкин

Previous post Next post
Up