Сергей Михалков «Моя улица» художник Наум Цейтлин (Изд-во «Детская литература», Москва, 1969)

Jan 28, 2017 19:57

Сергей Михалков «Моя улица»
Художник Наум Иосифович Цейтлин
Издательство «Детская литература», Москва, 1969
Тираж 600 000
Цена 21 коп

К тому, что уже из Цейтлина отсканировал, добавлю.





К сожалению склеилась первая страница и обложка, и, соответственно, последняя, в остальном хорошие сканы получились.






























Наум Иосифович Цейтлин


Цейтлин Наум Иосифович (1909 - 1997 ) Наум Иосифович родился в городе Геническ Херсонской губернии. График, иллюстратор детских книг, член Союза художников СССР. Работал также как живописец.

В начале 1930-х годов работал в редакции "Крымской газеты", где впервые были опубликованы работы художника.
Во второй половине 1930-х годов работал художником-оформителем в кинотеатре г. Геническа на Украине в Приазовье.

Во второй половине 1930-х годов Н.И. Цейтлин работал во многих московских изданиях ("Пионер","Рост", "Смена", "Молодая гвардия", "Детгиз" и др.)

В 1936-40 годах учился на отделении повышения квалификации живописцев при Московском художественном институте (класс профессора Л.Ю. Крамаренко).

Годы Великой Отечественной войны был фронтовым художником  на Северном флоте, где выпускал плакаты и листовки.

В 1945 году вступает в Союз художников СССР.
Участник Всесоюзных художественных выставок 1931 и 1950 гг. В послевоенные годы активно работает в книжной графике и в области станковой живописи. В 1946-1947 гг. занимается в мастерской Р. Р. Фалька

Среди своих учителей художник особенно выделял Фалька, в студии которого будучи уже в зрелом возрасте провел два года, совершенствуясь в живописи. Уроки Фалька сыграли решающую роль в формировании живописного видения художника, хотя он мало воспринял формальные стороны мастерства своего учителя. Живопись Цейтлина изначально тяготела к обобщенному цветовому пятну, фреске, мышлению широкими плоскостями.

Так же позволю себе привести пару работ художника, так как все мы знаем Цейтлина иллюстратора, но мало кто видел другие его работы. Специально не искал, просто первое что попалось.



"Рыбак с арбузом", 1959 (картон, масло. 50 х 70)

Творчество Цейтлина многопланово. В нем присутствуют гротеск и лиричность, философская обобщенность и мир сказки. Художник стремится выразить с помощью цвета подчас трудно уловимые состояния человеческой души («Ожидание», «Ночной Ленинград», «Люди ночью»). И этой теме соответствует определенная цветовая гамма. Симфония серых, сине-красных тонов определяет настроение и в конечном счете выявляет живописный замысел. Цвет у Цейтлина обладает явно экспрессивными качествами. Это особенно заметно в серии работ, выполненных на холсте только белилами и углем. В картинах оживают ленинградские белые ночи, туманы, суровая северная зима. Здесь городской пейзаж утрачивает свои бытовые, будничные детали, и город предстает как бы плывущим, далеким, сказочным. Настроение усиливает не только цвет, но и живописная фактура.



На рейде.1948 год (холст, масло. 100х180)

Много художник работал в сфере книжной графики, в частности создавал книги для малышей: «Сказки» братьев Гримм, «Что Бывало» Б. Житкова, «А что у вас?» С. Михалкова и «Конь-огонь» В. Маяковского.
Художник, на всю жизнь связанный с иллюстрированием литературных произведений, и в своей живописи разрабатывает некоторые близкие ему литературные темы. Таковы серии картин по мотивам романа Томаса Манна «Иосиф и его братья» и поэмы Э. Багрицкого «Дума про Опанаса». Не нужно искать в них полного соответствия тексту, подробной передачи сюжета. Литературное произведение с его философской ›и поэтической символикой предстает здесь скорее как повод для поэтических сравнений, развернутого монолога художника, его воспоминаний о детстве. В этих сериях используется также взятый из кинематографа принцип монтажа, а организующим скрепляющим началом является цвет.
(источники: Leningrad Art и Арт Панорама)

Другие публикации с иллюстрациями Н. Цейтлина:
Традиционно, очень мало отксканировано, увы(( У такого автора...

1960, Ц

Previous post Next post
Up