Татьяна Макарова «Сказка о муравье» Рисунки Г. Павлишина (Изд-во "Малыш" Москва 1973 г.)

Nov 28, 2015 01:03

Татьяна Константиновна Макарова «Сказка о муравье по имени муравей»
Рисунки Геннадий Дмитриевич Павлишин
Издательство «Малыш», Москва, 1973 год
Тираж 150 000
Цена 31 коп

Геннадий Дмитриевич Павлишин чуть по разному иллюстрируют сказки, где-то он более "символичен", где-то просто "реалистичен". У меня была практически "этнографическая" книга - "Пудин и лягушка" Нанайская сказка (Изд-во "Детская литература" Москва 1986 г.). А сегодня будет «Сказка о муравье по имени муравей». Здесь же "просто праздник какой-то!"
Странно, что до сих пор эту книгу так никто и не отсканировал.




Я в записях про художников-иллюстраторов перешел на новый формат:
1. Сейчас сканирую с разрешением 300dpi, файлы по ссылкам большие.
2. В каждый пост про иллюстрации буду добавлять информацию о художнике.
3. Традиционно мои "пять копеек".
4. Ссылки на посты с иллюстрациями художника.







































О книге, или "мои пять копеек"
Как вы все знаете я публикую исключительно свои детские книги (не то чтобы у меня других не было, но свои бы опубликовать!). Как же меня бесила в детстве эта книга! Я начал несколько серий, среди них есть и "любимые - нелюбимые". Вот эта книга не из этой серии, пусть она меня и раздражала. Понятно что это не просто "не любимые", не просто плохая работа или халтура, в серию "нелюбимые" попадают большие мастера, достойные того чтобы я тратил время на сканирование их книг, но по каким-то причинам не нравившиеся мне. Например, Лемкуль с иллюстрациями к Михалкову - Сергей Михалков "Детям" Рисунки Ф. Лемкуль (Изд-во "Детская литература" Москва, 1969 г). Понятно что Лемкуль корифей, но... но у меня был немного свой взгляд на вещи. Тоже самое и с "любимыми". Естественно, я не собираюсь в сотый раз петь дифирамбы Трауготам, Вальку, Ротову или тому же Лемкулю. Но были книги с иллюстрациями, которые на первый взгляд (да часто и на второй) не очень выразительные, не очень экспрессивные, не очень... вообще непонятно что в них особенное, но мне они очень нравились, наряду с классиками детской иллюстрации.
Это я не просто так написал. Я в свои пять лет не принимал трактовки Лемкуля (см выше), отрицал подходы Алфеевского, ну и еще кое-кого из больших матеров. Еще раз эта книга в "нелюбимые" не входит. Но я как-то здесь обсуждая свои нелюбимые книги, сказал что были и такие книги, которые меня просто бесили. Объясняю. Павлишин большой мастер. Книга шикарная, иллюстрации великолепны. Сказочное барокко, или если хотите сказочный модерн.Я просто засматривался на эти маки, на резные листы, на ... А развороты, это просто праздник какой-то! Я не мог, и не спорил с художником по поводу стилистиики, трактовки героев. Все уместно, все супер-пупер (хотя тогда я таких слов не знал). Что же меня бесило? Я считал эту книгу очень "девчоночьей", очень "мимимишной", выражаясь современным языком. Понимаете, такой мастер, вместо того чтобы рисовать рыцарей, сказочные, полные чудовищ чащи (тут я, честно говоря, вспоминю Билибина), вместо приключений, вместо... вместо... рисует каких-то младенцев в колыбельках, каких-то совершенно не мужественных муравьев. Один комар меня впечатлял. Где рыцари? Маугли бы художнику проиллюстрировать
Мимиммишность эту я принять не мог, на что уходит время и силы? Жалко в то время, в свои пять лет, я не встретился с Павлишиным, а то я бы ему подсказал интересные темы...
Как я уже говорил это была моя первая книга с работами Павлишина. Потом у меня появились и другие, "Амурские сказки", "Пудин..." и так далее. Снова просто великолепные работы. Вот это мне было уже по душе. Тайга, тигры, охотники-следопыты. Это по мне! Я погрузился в мир бесподобной иллюстрации, и до сих пор не всплыл.
Некоторые спрашивают, а зачем я всё это пишу, свои впечатления от книг, да и уж позабылось все, сочиняешь сейчас поди взрослую отсебятину. Нет не все забылось, и не сочиняю. А пишу потому что не исключаю, что мои записи читают не только любители книг, но и художники, пусть знают как дети воспринимают художественные работы. Знают и думаю над тем что рисовать и как рисовать, хотя я высказываю сугубо личное мнение.
Но в данном уникальном случае я не могу сказать, что у меня был хоть малейший вопрос к Павлишину по иллюстрациям, вы поняли, что мне не нравиласть тема приложения усилий великого художника. Это, кстати, единственный случай из моего детства, когда у меня были претензии ни к творческой работе, а к тому на что художник тратит свое время.

Геннадий Дмитриевич Павлишин


Народный художник России График, работает в области монументального, декоративно-прикладного искусства, книжной графики. Член СХ СССР с 1973 года.

Г. Д. Павлишин - Почетный гражданин г. Хабаровска (1993). Имеет награды: Государственную премию им. Н. К. Крупской (1979); Орден Дружбы народов. Удостоен приза «Золотое яблоко» на международном конкурсе детской книги в Братиславе (1975); Золотой медали международной выставки книги в Лейпциге (1977); Серебряной медали в Японии; лауреат многих международных и всероссийских конкурсов.

Геннадий Павлишин - известный художник с мировым именем, редкий и самобытный мастер. Он пишет необыкновенно тонкие и выразительные акварельные рисунки, выполняет мозаичные панно.

Геннадий Дмитриевич Павлишин родился в 1938 года в Хабаровске. В 1964 году окончил Владивостокское художественное училище. Член ВТОО «Союз художников СССР» с 1973 года.
Свою первую картину "На Амуре" он написал ещё в школьные годы, когда поступал в изостудию хабаровского Дворца пионеров. Уже тогда его талант заметили окружающие. Картина победила на всесоюзном конкурсе, о чём написали в газетах "Правда" и "Пионерская правда".

Окончив художественное училище, он несколько лет работал художником в отделе истории и этнографии Дальневосточного филиала Академии наук СССР. Все это время провел в экспедициях, изучал быт, нравы, культуру коренных народов, делал многочисленные рисунки, эскизы, наброски. На их основе возникли его удивительные картины, книжные иллюстрации



Алеут. 1968
Бумага, акварель. 22 х 34

С 1965 года Г. Павлишин активно сотрудничал с Хабаровским книжным издательством. Известность пришла к нему после иллюстрации книги Д. Нагишкина «Амурские сказки». Художник нашел особый графический стиль, в котором объединились этнографические знания искусства народов Приамурья, хороший рисунок и оригинальность композиции. Его книги издавались в США, Греции, Франции, Японии и других странах.



Нанайская невеста. 1972
Бумага, акварель. 27 х 20,5

Акварели хабаровского художника Геннадия Павлишина можно рассматривать бесконечно. Удивительное сочетание предельной реалистичности, тщательности и подробности всего изображаемого, будь то деревья, люди или животные, с особой живописностью, декоративностью, красочностью рисунка производит завораживающее действие. Порой художник предлагает напряжённые, тревожные, даже экстремальные сюжеты и ситуации, однако не чужда ему и пасторальность. «Ещё никогда природа северных джунглей не изображалась столь правдиво, типично и ярко!» - утверждает сибирский писатель-натуралист Всеволод Сысоев.



Гонцы. 2006
Бумага, акварель. 30 х 60

Всего им оформлено более 100 изданий. «Таежные родники», «Огненные листья», «Серебряный кубок» П. Комарова, «Золотая Ригма» В. Сысоева, «Мэрген и его друзья», «Таежные зори», «Поклон тайги» удостоены дипломов всесоюзных и всероссийских конкурсов.
Историко-этнографическая тема в творчестве художника имела продолжение, опубликованы проспекты и буклеты по культуре народов Приамурья и Крайнего Северо-Востока. В Японии была издана книга, посвященная жизни Дерсу Узала, проводника К. П. Арсеньева.




Геннадий Павлишин любит дальневосточную природу, удивительно точно и в то же время «живо» передает растительный и животный мир. Специалисты отмечают, что по рисункам художника можно изучать флору и фауну Дальнего Востока. В Японии ему присудили восемь «желтых бантов» - за изображение животных, икебаны, за искусство акварели.
Картины художника пользовались большим успехом и в США: "После моей выставки в Америке, мне прислали огромное количество подарков. Даже таможне запретили вмешиваться. Было около полутора тонн только подарков. И картин много распродали", - поделился Геннадий Павлишин.



Марка посвященная Г. Павлишину

Художник выполнил тысячи графических листов, этюдов, рисунков, запечатлел стройку века - Байкало-Амурскую магистраль, ее героев в книгах-альбомах «Навстречу времени. От Байкала до Амура»; «В краю созидания»; «Трасса…». Награжден медалью «За строительство Байкало-Амурской магистрали» (1986 г.)



Серия работ "Навстречу времени. От Байкала до Амура"













"Я ездил на БАМ за свои деньги. На строительство аккредитовали 300 фоторепортеров, которые и должны были составить основной фонд летописи, но мои художественные работы признали более точными. Фотография запечатлевает все, а у художника нет времени рисовать мусор или другие ненужные вещи. В результате делегатам съезда КПСС дарили книгу именно с моими работами", - рассказывал художник.







Геннадий Павлишин - признанный мастер флорентийской живописной мозаики. Наиболее широко известна мозаичная картина (12 кв. м.) «Поэма о Приамурье» (1979), установленная в Доме приемов в г. Хабаровске. Огромное количество полудрагоценных и драгоценных камней использовал художник в композиции. Это прекрасное произведение искусства, прославляющее величие и красоту природы нашего дальневосточного края. Амурский тигр и белогрудый медведь, корень жизни женьшень и лотос, воздух и вода составлены из тщательно подогнанных друг к другу и отшлифованных кусочков драгоценных, полудрагоценных и ювелирных камней. По праву оно считается одной из главных достопримечательностей Хабаровска. Соавторами Павлишина можно считать геологов, без которых исполнение замысла было невозможно: они привозили из далеких экспедиций специально отобранные образцы минералов нужных оттенков.



Поэма о Приамурье. 1970-1979 гг.
Флорентийская мозаика. 400 х 300

В последние годы он работает для Русской православной церкви, творит мозаичные иконы для храмов, создает удивительные по красоте киоты.

Он создал замечательную мозаичную икону Серафима Саровского для часовни, посвященной этому удивительному русскому святому; уникальную мраморную купель для крещения в храме Святого благоверного князя Даниила Московского в Хабаровске. На сооружение куполов для этого храма Геннадий Дмитриевич пожертвовал свои средства.
Значительным событием для Дальнего Востока было строительство православной часовни Святого воина Виктора на Большом Уссурийском острове. Г. Павлишин вместе с Ириной изготовили и передали в дар Хабаровской епархии мозаичную панно-икону из камней-самоцветов и смальты. В присутствии пограничников и священников накануне праздника Успения Божией Матери епископ Хабаровский и Приамурский Марк осветил икону святого воина Виктора. Для этой часовни Г. Павлишин и его дочь Ирина создали икону «Порт-Артурская Божья Матерь».
В 2009 году на фасадной стене в храме святого архангела Михаила установлена была установлена мозаичная икона Святого архангела Михаила (село Ленинское ЕАО). Над уникальной иконой вместе с дочерью Ириной художник работал почти год. Тысячи камней пришлось огранить, подогнать, чтобы святой лик засверкал всеми цветами.



Соглядатай. 2008
Бумага, акварель. 36 х 59

Геннадий Павлишин - большой и талантливый художник, который чрезвычайно много сделал для развития искусства Дальнего Востока. Его произведения входят в Золотой фонд отечественной и мировой культуры.

(источники: Хабаровская краевая организации ВТОО "Союз художников России"; Диво искусство Дальнего Востока, Letopisi.ru)

Другие публикации с иллюстрациями Г. Д. Павлишин

До этого было опубликовано очень мало книг с иллюстрациями этого художника. А ведь он так прекрасно иллюстрирует.

П

Previous post Next post
Up