Шота Руставели "Витязь в тигровой шкуре" Рисунки С. Кобуладзе ("Детская литература" Москва 1965)

Nov 03, 2014 14:10

Шота Руставели "Витязь в тигровой шкуре"
Художник Сергей Соломонович Кобуладзе
Издательство "Детская литература", Москва, 1965 год
Тираж 50 000 экземпляров

Не долго я думал, что опубликовать из книг, просто снова взял первое более-менее достойное что попалось на глаза. В этот раз более чем достойная художественная работа Серго Кобуладзе к "Витязю в тигровой шкуре". Я подумал не зря он мне попался, я уже публиковал "Былины" с рисунки П. Соколова-Скаля - мощная, как сказали в комментариях, "грозная" работа. Кобуладзе еще один сталинский корифей, человек эпохи.  Посмотрим как он воплотил свое видение грузинского эпоса, близкого "Былинам". Правда корифеем он стал позже, а иллюстрации к "Витязю в тигровой шкуре" были созданы в 1937 году еще совсем молодым Серго, только что закончившим Тбилисскую Академию художеств. В 1935 году - к 750-летию поэмы - Кобуладзе были заказаны эти иллюстрации, и к 1937-му он исполнил одиннадцать листов, которые вошли в юбилейное издание творения Руставели, выпущенное в свет Грузинским отделением Академии наук СССР.

В сообществе есть один пост с этими же илюстрациями - "Иллюстрации С. С. Кобуладзе к поэме "Витязь в тигровой шкуре" (Шота Руставели)" автора pochitajka, но это другое издание и почему-то не все листы, кроме того иллюстрации обрезаны, поэтому я и решил отсканировать свою книгу и опубликовать.




Это моя самая любимая иллюстрация из этой серии, но об этом чуть ниже.

Я в записях про художников-иллюстраторов перешел на новый формат:
1. Сейчас сканирую с разрешением 300dpi, все файлы по ссылкам очень большие.
2. В каждый пост про иллюстрации буду добавлять информацию о художнике.
3. Традиционно мои "пять копеек".
4. Ссылки на посты с иллюстрациями художника.
Приношу свои извинения за качество сканов, книг под сканер не ломаю.





































О книге, или "мои пять копеек"
Как вы все знаете я публикую исключительно свои детские книги (не то чтобы у меня других не было, но свои бы опубликовать!). Кобуладзе нисколько не детский художник-иллюстратор, да и "Витязь в тигровой шкуре" не детская книга. Она конечно детская если воспринимать ее как сказку про приключения средневековых воинов, и не детская... но здесь не буду глубоко вдаваться в тему, я не литературовед и не историк и т.д. и т.п. Но так уж получилось что работа Сергея Соломоновича прочно обосновалась на полках детских библиотек. Иллюстрации мне очень нравились, но это не самые мои любимые иллюстрации. Знаете с чем у меня ассоциировались эти иллюстрации? Конечно не знаете, а  я вам скажу - с московским метро, с оформлением станций Электрозаводская, Серпуховская, Динамо с барельефами сталинского времени. Скажите - ну тоже удивил, то же время тот же стиль, та же эстетика, то же понимание как и что нужно делать в искусстве (как минимум официальном). Я никого не хочу удивлять. Я просто пишу свои впечатления от работы художника, может их прочтут современные художники, пусть знают как дети воспринимают художественные работы (конечно я не помню всего в деталях, что-то уже сейчас додумываю, но общий настрой я помню). Такое ощущение что люди на этих иллюстрациях замерли, я не вижу движения - напряженные позы, неестественные даже (посмотрите на последний лист правый нижний угол), поэтому я прежде всего сравнил их с барельефами. Время замерло в этих работах, и я думал что это особые неторопливые "легендарные люди", они очень медленно движутся так как они ... великаны. Что подтверждалось моей самой любимой иллюстрацией где витязь сражается с тигром и львом. Любимой так как только на ней я видел страсть, движение, борьбу. Посмотрите витязь намного больше льва, а в действительности? Я же видел льва и по телевизору и в цирке. Нет, же! На всех иллюстрациях герои в интерьерах, но у гигантских людей и гигантские интерьеры, соотнести их с "нормальными" предметами невозможно. Правда есть еще лист с конем, но у гигантов и кони большие. В общем какую-то свою историю создал Серго Кобуладзе у советского школьника младших классов.


Кобуладзе Сергей Соломонович

Кобуладзе Сергей Соломонович (1909 - 1978), советский график, театральный художник и живописец, народный художник Грузинской ССР (1958), член-корреспондент АХ СССР (1958). Сергей (Серго) Соломонович родился в маленьком грузинском городе Ахалцихе 25 января (7 февраля). В 1918-1922 годах он занимался в школе рисования Н. В. Склифасовского и Б. Г. Шебуева в Тифлисе, из которой вышли многие художники, ставшие впоследствии известными мастерами грузинского искусства.

Учился в Тбилисской АХ (1925-30) у Е. Е. Лансере, И. А. Шарлеманя и Г. Габашвили. Эти знаменитые художники и талантливые педагоги дали Кобуладзе превосходные знания натуры, понимание ее выразительных возможностей, привили любовь и уважение к классическому наследию мирового искусства, помогли в совершенстве овладеть профессиональным мастерством и стать превосходным рисовальщиком.

Кобуладзе всегда работает медленно и тщательно, долго вживается в материал, исполняет множество предварительных набросков и штудий, доводит до филигранной отточенности все детали рисунка. Этому ответственному и строгому отношению к себе, к своему труду он тоже научился у своих учителей.
Для завершения художественного образования Кобуладзе, сразу же по окончании Академии, отправился в Москву и Ленинград, где он провел два года. Серьезное знакомство с музейными коллекциями этих городов оказало большое влияние на формирование его оригинальной исполнительской манеры.

С 1938 преподаёт там же (с 1957 профессор). Для графических произведений К. характерно тяготение к героико-романтическим образам, чеканным, скульптурно трактованным формам. Графические произведения: иллюстрации к поэме Руставели «Витязь в тигровой шкуре» (гуашь, 1935-37;), к трагедиям Шекспира (гуашь, уголь, 1934-35), к «Слову о полку Игореве» (гуашь, 1939, издание 1946). Театральные работы: оформление балета «Раймонда» Глазунова в Большом театре СССР (1945), оперы «Сказание о Тариэле» Мшвелидзе (1946; Государственная премия СССР, 1947) и балета «Синатлс» Киладзе (1947; Государственная премия СССР, 1948) в Театре оперы и балета им. З. Палиашвили в Тбилиси. Кобуладзе работал также как портретист и пейзажист. Награжден орденом Трудового Красного Знамени и медалью.

Из статьи В.Поликарова в кн.: 1984. Сто памятных дат. Художественный календарь. Ежегодное иллюстрированное издание. М. 1984.

Кобуладзе не стремился в своих иллюстрациях проследить основные сюжетные узлы и события поэмы или представить в них развернутые эмоционально-психологические характеристики главных действующих лиц. Он переводит образный строй литературного первоисточника, его живую трепетную ткань, богатую страстями, мыслями, драматическими столкновениями, в ряд своеобразных монументальных «графических барельефов». Исполненные гуашью, почти монохромные, с редким добавлением лазури и оранжевых тонов, они производят и в самом деле впечатление скульптуры, запечатлевшей прекрасные образы, благородные фигуры героев, возвышенный строй их жизни, остановленной, выкованной на наших глазах стальной и упругой линией рисунка.



Когда я прочитал про гуашь, я понял что работы изначально были цветными. Но во всей сети интернет смог найти только один (!) цветной лист небольшого размера. Вообще Yandex по фамилии Кобуладзе выдает всего 25 картинок, поискал разными способами конечно нашел кое-что (это к вопросу качества контента в сети). Кобуладзе конечно немодный и "динозавр", но 25 (!) изображений. Оригиналы "Витязя...", кстати, в Третьяковской галерее.

Кобуладзе исходил из непреложного факта вечности и нетленности образного мира поэмы Руставели, высоких идей и прекрасных чувств, отразившихся в ней. И, естественно, в стилистике своей работы он стремился создать пластическую метафору своих представлений о поэме, создать памятник ей. При этом художник ориентировался на две излюбленные им сферы мирового искусства - древнегрузинские памятники и искусство итальянского Ренессанса. Отсюда тяжелые драпировки и мощные своды, обозначающие место действия, широкие арки, массивные столбы, крупные квадры кладки стен. Отсюда подчеркнутая оптическая выразительность изображения, тщательная осязательно-выпуклая моделировка фигур, продуманная красота поз и жестов.

Созданные художником образы Тинатин, Тариэла, Нестан-Дареджан, несмотря на неизбежную при таком методе иллюстрирования статичность, восхищают возвышенным благородством, гордым величием. Монументальная изобразительная трактовка поэмы не противоречит героическому пафосу великого создания Руставели.

Использованы материалыПомимо Кобуладзе в художественном оформлении моей книги принимал участие и Е. Коган. Немнгого сканов дающих представление о том как выглядит книга вы можете найти уже в моем журнале. Даю ссылку не потому что мне нужны посетители, просто к Серго Кобуладзе это отношения не имеет, а модераторы не приветствуют "перегруженные" посты. Там же можно найти и чуть больше информации о Сергее Соломоновиче Кобуладзе и листы к "Слову..."

К

Previous post Next post
Up