Полный текст статьи Ольги Мяэотс о Мирославе Шашеке см. в журнале
Центра детской книги Иностранки -
deti_inostranki Так бывает: то, что рядом и давно знакомо, просто перестаешь замечать.
Вот и книги Мирослава Шашека были в коллекции нашей библиотеки с незапамятных времен. Так давно, что стало казаться: ну что уж в них особенного? А в какой-то момент они даже показались нам «устаревшими» - такое «типичное рисование 60-х». С тех пор появилось столько замечательных путеводителей: красочных, полных подробнейших описаний и напичканных полезной информацией на все случаи жизни! На их фоне книги Шашека из его знаменитой серии “This is...” - This is Paris, This is London, This is San-Fransico и пр. - наверное, уже лишь исторический артефакт?
Но - неожиданное событие вдруг открыло нам глаза! В июне в Москву из Чехии была привезена замечательная выставка работ Мирослава Шашека. Те, кому посчастливилось на нее попасть, открыли для себя нового замечательного оригинального художника. А те, кто уже знал прежде книги Шашека, имели шанс посмотреть на знакомые и незнакомые работы по-новому и радостно удивиться: насколько свежо, привлекательно и интересно они смотрятся и сейчас!
Удивительное дело: пока Шашек совершал свое увлекательное, растянувшееся на десятилетие кругосветное путешествие, наш мир тоже не стоял на месте, но художнику все же удалось нас обогнать - и его рисунки-зарисовки выглядят сегодня так же современно, краски поражают яркостью, персонажи - живостью характеров, и даже автомобили, поезда и самолеты - это не ретро, а скорее, культурный колорит, наравне с великими памятниками и знаменитыми «чудесами света».
Книги Мирослава Шашека открывали читателям самые разные города - в Европе, Америке, Азии.
Но в этом списке нет одной важной, возможно самой главной для художника, книги - о родной Чехии, о любимой Праге. Почему? Да потому, что именно в этой стране, у себя на родине, как, впрочем, и в других странах социалистической Европы Шашек долгие годы считался персоной non-grata. В книге жизни веселого путешественника, оказывается, немало невеселых страниц.