Практический семинар по игровым методикам изучения русского языка

Apr 13, 2014 11:49


Неделю назад мы с Диной сходили на семинар по теме «Игровые методики в изучении русского языка» для детей-билингв. Очень рада, что пошла. Организаторы: Ольга Монмарт, Анна Дунаевская и Анна Мильсан рассказали о своем опыте и поделились конкретными наработками, которые можно применять дома. Я постараюсь тезисно все изложить.

Про абстрактные понятия. Абстрактное мышление формируется после  7 лет, до этого детям сложно объяснить понятие: времени, прошлого, стиля (некоторым и в 40 сложно такое объяснить).
Можно начать с песочных часов, чтобы показать, как проходит минута. Хороши также для привыкания к мысли, что дни проходят и жизнь не вечна - отрывные календари. Существуют специальные детские, с картинками или смешными анекдотами.
Можно поиграть: предложить ребенку сказать «стоп», когда по его мнению пройдет минута.Хороший способ определить длительность того или иного события с помощью любимых мультфильмов:

- Это долго?
- Как «Белоснежка».
Или:
- Нет, это как «Фунтик»
В объяснении любых абстрактных понятий желательно, как можно больше конкретики. Если говорим про обоняние - даем коробочки с разными запахами. Если про осязание - карточки: шершавые, гладкие, пупырчатые. Если хотим объяснить число три - выкладываем на стол три банана.

Про развитие речи. Детки до 2-х лет содержанием истории интересуются мало, им важно привить любовь к книге, как к объекту. Поэтому хорошо открывать книгу вместе с ребенком и обыгрывать картинки: «Смотри, медведь, он оочень голодный, давай накормим его» и вы даете медведю воображаемую кашу, и жадно урча, медведь сжирает ее. В другой раз открываете  и гладите вместе кошечку. Я, придя, с семинара засунула нарисованному крокодилу палец в рот, и крикнув «ай-ай-ай», одернула его. Ульяну это очень посмешило. Эти игры надо повторять регулярно. Из рекомендованных книг для самых маленьких, меня очень заинтересовала вот эта:




Автор: Marie-Hélène Grégoire

То, что она на французском не имеет никакого значения (тем более, что она существует на русском), там важнее игры. Медвежонку можно застегнуть курточку настоящим замочком, открыть маленький холодильник и выбрать, что взять на прогулку. В общем, там много всего, во что можно играть вместе, озвучивать и при этом приучать к мысли, что книга - это здорово.

Какие книжки должны быть первыми? Те, что понятны ребенку. Самым маленьким понятно чувство голода, поэтому «Маша и медведи», «Колобок» будут им близки.

Детям постарше очень нравятся квесты. То есть искать что-то (подарок, печенье, что угодно). «Пойди туда, где бежит вода». Где бежит вода? В ванной, на кухне, в туалете. Там, где бежит вода спрятана новая бумажка, указатель или лейка (это я фантазирую): «Полей цветочки, найдешь другие росточки». В цветочном горшке ключ «Открой секретную дверь». Ребенок идет дальше, что за дверь? От комнаты, от шкафа? ….. Это и игра, и цветочки политы, и русский язык с нами.

Как еще приятно и весело учить русскому языку? Читать сказки? Конечно! Но, когда все прочитано, нужно придумывать новые вместе. Тут всем в помощь замечательная книга Джанни Родари «Грамматика Фантазии», упражнения из которой помогают придумывать сказки из ничего. Толчком для сочинения сказки может стать, что угодно: два слова, старая хорошо известная всем сказка, которую начинаешь «перевирать»:

- Жила-была Желтая шапочка, как-то раз папа приболел….

Ребенок во время этой игры постоянно поправляет вас: не Желтая, а Красная, не папа, а мама. И заболела, вообще-то, бабушка.

Мы проводим сказочные ателье по методике Джанни Родари и варьировать его упражнения можно бесконечно. На уроке, дома, в машине (муж придумывает слово, я другое). У Этьена был космонавт, у меня лилипут. Что с этим делать? Один из участников начинает сказку, второй продолжает и так они меняются, пока не закончат сказку. У нас лилипут дружил с космонавтом и мечтал полететь с ним на луну. Космонавт тайком положил лилипута в карман, но тот выпал и его выплюнуло в открытый космос. А лилипут всегда носил фосфорицирующие костюмчики. С распрастертыми руками и ногами, мерцая своим блестящим костюмом, он стал похож на звезду. Астрономы обнаружили неизвестное созвездие. А космонавт, хватившись друга, стал собирать все звезды в скафандр. Так на небе не осталось никого, кроме нашего лилипута. Друзья были так счастливы встрече! Потом космонавт высыпал все звезды из скафандра и люди на земле стали загадывать желания, потому что в середине февраля вдруг случился невиданный дотоле звездопад.

Как мы доехали от Нормандии до Парижа никто и не заметил. И это всего лишь два слова.

Скачать или купить бумажное издание можно здесь:

http://www.livelib.ru/book/1000318099

Еще в придумывании историй с детьми отлично помогают волшебные карты. Их можно сделать самим, а можно купить готовые. Карты поделены на три сектора: персонажи (их около 24), места (лес, замок, избушка и т.д.) и предметы. Первый ребенок вытягивает карту с персонажем и начинает сказку, второй тянет другую и продолжает историю, третий тянет третью и так пока не закончат сказку. На семинаре рекомендовали эти карты:

Contes à la carte, художник Jean-François Barbier




Купить можно на амазоне и во фнаке:

http://www.amazon.fr/Contes-%C3%A0-carte-Jean-Fran%C3%A7ois-Barbier/dp/2844208983

http://livre.fnac.com/a3404968/Jean-Francois-Barbier-Contes-a-la-carte

Очень интересные фокусы предлагала Ольга Монмарт, когда из кармана, шляпы, кастрюли (дело фантазии) «случайно» вывыливается буква и предметы, в которых эта буква присутствует (если Ж, то, нет, не жопа, жук, желудь, ложка). Если Ч, то разноцветные ниточки - червячки. Дети в восторге от фокусов и «рассыпающейся» мамы и так вот весело учат живой алфавит.

Слоги. Все это, конечно, тоже возможно осуществить в домашних условиях, но это уже для решительных и отважных мам. Разноцветные квадратики букв, которые выставляем в слоги. Как мычит корова - му. Переставляем буквы, что получается? Ум.

Дети приходят в восторг, если рядом оказываются два заветных слога ка - ка. Когда они прочитывают эту «кака», то счастью узнавания нет предела.




Это неполный и довольно сумбурный обзор прошедшего семинара, но если мамам, не попавшим туда он пригодится, то я очень рад, я очень рад, куплю билеты в Ленинград.

русский язык детям, сказкотерапия, сказочное ателье, игровые методики в изучении русского язы, русский язык для билингв, Грамматика фантазии, как сохранить язык, Джанни Родари, дети-билингвы

Previous post Next post
Up