8
Когда Дюма однажды упрекнули в том. что он искажает историю, он ответил:
«Возможно, но история для меня - только гвоздь, на который я вешаю свою картину».
И это было правдой. Писатель совсем не был историческим романистом. Он был создателем и блестящим представителем приключенческого романа на историческом материале, но он не смог стать французским Вальтером Скоттом - для этого ему не хватало точности в изложении фактов и величия исторической мысли.
Вальтер Скотт не следовал позади колесницы истории, подбирая упавшие крохи. Он воскрешал историю, выводя ее из тьмы забвения и заставляя жить в сердцах. Он был прав даже тогда, когда не был щепетильно точен: он психологическую правду предпочитал правде исторической. Дюма же любил эти крохи истории, как любил брызги фонтанов и вспышки фейерверка. Для него блеск бриллиантов Анны Австрийской был ярче мрачных огней Варфоломеевской ночи и острие шпаги д'Артаньяна, направленной в грудь Мазарини, - гораздо более грозным, чем все движение Фронды. И когда после появления «Графа -Монте Кристо» гиды стали показывать в Марселе любопытным туристам дом Морелля, дом Мерседес, а в крепости Иф - камеры Эдмона Дантеса и аббата Фариа, Дюма гордился этим-еще потому, что он «сам творец истории», как сказал о нем один восторженный поклонник, но потому, что он создал образы героев такой запоминающейся силы.
Несмотря на внешнюю поверхностность романов Дюма, в их основе всегда лежат реальные факты. Писатель хорошо знал закулисную историю Франции XVI-XVII веков и опирался на собранный им большой материал. Иногда он ошибался, это бесспорно, но чаще он переиначивал историю так, как было нужно по замыслу, и особенно тогда, когда герои вырывались из-под его власти и ему приходилось не вести их за собой, но следовать за ними по пятам.
Он широко пользовался всякого рода дневниками, воспоминаниями и личными письмами - ведь его интересовали не большие исторические события, не широкие народные движения, а дворцовые интриги, быт эпохи, такой далекой и в то же время такой близкой, если судить по его романам. И главным для него были люди - герои с сильными страстями, всегда готовые к действию и борьбе.
О том, как работал Дюма, можно проследить на примере создании им «Трех мушкетеров».
В основу их легли «Мемуары д'Артаньяна», действительно существовавшего, хотя никогда ничего не писавшего. Эти подложные мемуары сочинил Куртиль де Сандрас, правда знавший дАртаньяна лично.
![](http://www.bcetyt.ru/UserFiles/Image/2007/3/8/16595.jpg)
Шарль де Бас д'Артаньян - таково полное имя знаменитого гасконца, носившего придворное звание «Смотрителя королевского птичника», - начав службу Людовику ХШ простым мушкетером, дослужился до чина полковника и не получил обещанного ему маршальского жезла только потому, что был убит при штурме голландского города Маастрихта на Мозеле. Д'Артаньян был любимцем короля и доверенным лицом кардинала Мазарини. До наших дней сохранились письма Людовика XIV к командиру мушкетеров. В одном из них король писал: «... уверяю тебя, что сделаю все возможное как для тебя лично, так и для твоих мушкетеров. Будь здоров, любимый д'Артаньян...»
Из книги Куртиль де Сандраса Дюма взял также имена героев - Атоса, Портоса и Арамиса, - историю путешествия д'Артаньяна в Париж, историю миледи в ряд приключений мушкетеров.
Кроме этого, Дюма использовал «Мемуары ля Порта». Они легли в основу истории Атоса, графа де ля Фер.
История с алмазами королевы заимствована из книги Редерера «Политические и любовные интриги французского двора».
Что же внес нового Дюма в роман «Три мушкетера»?
У Куртиль де Сандраса д'Артаньян только грубый вояка, охотник за богатыми вдовами (он женился на наследнице многих имений мадам де Шанлеси), шпага и шпион Мазарини. Дюма наградил его умом, храбростью, хитростью, ловкостью, верностью в дружбе. Ничего этого нет в «Мемуарах». И, главное, из слуги Мазарини он превратился в его заклятого врага.
Дюма сделал то, что может сделать только талантливый писатель: он оживил историю и одухотворил ее полнокровными образами людей. Рядом с д'Артаньяном на страницах романа обрели жизнь три мушкетера - Атос, Нортос и Арамис, - кардинал Ришелье, Мазарини, Людовик XIII, королева Анна Австрийская, миледи, Букингём] король Карл I английский, люди своеобразные, не похожие друг на друга.
Любопытна, что в «Трех мушкетерах» Дюма оказался
больше историком, чем сам предполагал. Имепа Атос, Портос и Арамис, которые он считал лишь псевдонимами, так как они звучали странно для французского уха, принадлежали людям, действительно существовавшим.
![](http://img3.nnm.ru/imagez/gallery/7/b/c/f/2/7bcf290883f4178726a8df6be05fed4b.jpg)
Атос в жизни именовался Арманом де Селлек д'Атос д'Отевиллем и вел род от выходцев из Греции. Он родился около Советерр де Беарн и умер в 1643 году. По-видимому, он был убит на дуэли, так как его тело, проколотое шпагой, было найдено утром вблизи рынка.
Портос назывался Исааком де Порто и был сыном королевского нотариуса. Он стал мушкетером через три года после смерти Атоса, и его имя можно найти в списках времен Ришелье и Мал ар пни. Род этот существует до сих пор, и его потомки и сейчас живут во Франции, владея замком Ламье в Пиренеях.
Арамис, на самом деле д'Арамис, сын офицера и тоже гасконец, служил в том же отряде, что Портос и д'Артаньян. Его владения были расположены в долине Бартон, где он и умер в своем замке Эсплюнке, так и не став епископом, вопреки Дюма.
Но Дюма писал не только исторические произведения. Один из его шедевров, роман «Граф Монте Кристо», относится к эпохе, когда он создавался. Это книга о современной писателю Франции.
Интересно, что основа сюжета и целый ряд подробностей были заимствованы Дюма из полицейских протоколов, то есть взяты из самой гущи окружающей его жизни.
В 1807 году сапожный подмастерье Пико готовился вступить в блестящий брак. Упоенный успехом, он хвастался своей удачей перед посетителями кафе, где постоянно обедал.
«Бьюсь об заклад, что я этому помешаю», - сказал своему приятелю Аллю хозяин кафе Лупьо, которого снедала низкая зависть.
Лупьо вместе с несколькими собутыльниками написал донос полицейскому комиссару, а тот, признав дело чрезвычайно важным, так как оно касалось заговора против государства, передал его министру полиции. Пико был арестован и, как опасный политический преступник, заключен в замке Фенестредь.
Два года спустя Лупьо женился на невесте Пико.
Через семь лет Пико вышел из заключения. В тюрьме он преданно ухаживал за скромным миланским священником. После смерти священника оказалось, «н о он обладал колоссальным состоянием, которое целиком завещал Пико.
За годы тюремного заключения несчастный Пико так изменился, что никто не мог его узнать. Озлобленный, он был одержим лишь одной мыслью: мстить всем тем, кто лишил его свободы и любимой девушки, мстить жестоко, мстить до конца.
![](http://www.photohost.ru/t/600/400/396992.jpg)
Ценой драгоценного алмаза, стоившего пятьдесят тысяч франков, он выпытал у Аллю имена доносчиков. По« том он, никем не узнанный, поступил лакеем в кафе Лупьо.
Через несколько дней один на доносчиков был убит ударом кинжала; на кинжале было выгравировано: «Но* мер первый».
На следующий неделе был отравлен другой доносчик. На его гробу оказалась надпись: «Номер второй».
Подозрение пало на Лупьо - это были его ближайшие приятеля. Посетители стали сторониться кафе, и Лупьо разорился. Он опустился, запил, жена его умерла с горя.
Вечером, после похорон жены, Лупьо встретил Пико в Тюильрийском саду. Пико назвал себя в вонзил Лупьо кинжал в сердце.
В этот момент Пико схватили, связали, заткнули рот и перенесли в подземелье. Это был Аллю: алмаз, который он получил от Пико, возбудил его алчность и он все время следил за мстителем, надеясь завладеть огромным состояньем.
Пико был посажен на цепь. Аллю сказал, что не собирается его убивать и что даже будет хорошо кормить, но за каждый обед пленник должен платить по двадцать пять тысяч франков.
Так как жестокая месть Пико была завершена, ему уже ничего не оставалось в жизни. Он умер от голода, так и не сказав, где спрятано богатство.
![](http://www.pridebook.ru/images/00.%CC%EE%ED%F2%E5_%CA%F0%E8%F1%F2%EE_51.jpg)
Аллю на смертном одре открылся священнику, который сообщил об этом в префектуру. Так эта история попала в полицейский архив...
Если сравнить выписку из полицейского протокола с романом «Граф Монте Кристо», то как нельзя более ясным станет творческий метод Дюма. В истории Пико есть почти все мотивы романа, и Дюма оставалось лишь усложнить интригу, добавить новые эпизоды, быть может, заимствованные из других источников, - ведь он всегда шел от реальной жизни, -- расшить эту грубую ткань золотым узором... Но ни в одном протоколе он не мог найти таких характеров, как те, что составляют главную прелесть романа.
Подлинный талант Дюма раскрывался не в приключениях его персонажей и даже не в ярких картинах, нарисованных его мастерским пером. Мы считаем Дюма большим писателем потому, что он создал блестящую галерею таких героев, как граф Монте Кристо во всех его превращениях, Мерседес, Фернан, Данглар, Вильфор, Нуартье, аббат Фариа. Бертуччо, - галерею, которая живет и не меркнет вот уже больше столетия!
В истории Дюма предпочитал эпохи беспокойные, смутные, бурные, неистовые, потому что они порождали сильные, действенные характеры. А то, что писатель всем другим краскам предпочитал черный и белый цвета, лишний раз свидетельствует о том, что это не миниатюрные картинки французского художника Мейсонье, который к каждому своему полотну прилагал лупу для его рассматривания, но мгновенные впечатления человека, находящегося в упоении битвой.
Нельзя рассматривать романы Дюма как историю Франции в художественных образах, как сделал один исследователь, расположивший все его произведения в хронологическом порядке описываемых в них событий. Нет, Дюма писал не только о Франции, у него есть исторические романы и о России («Учитель фехтования*), и об Италии, и об Англии (два романа о Робине Гуде), но дело даже не в этом, да и задача писателя совсем иная. Для современного читателя романы Дюма могут служить волшебным ключом к библиотеке Истории. Он запомнит из его романов имена, последовательность главных событий, проникнет в дух эпохи. И, когда он перейдет к более серьезным и даже специальным книгам и отсеет верное от •случайного, он, несомненно, добром вспомнит того, кто* дружески взяв его за руку, ввел в этот яркий и удивительный мир.
9
Александр Дюма прожил большую пеструю жизнь. Он был человеком добрых намерений, большого, свободного сердца и демократических убеждений.
Его детство было овеяно отблеском революционного пламени, и он не мог забыть этого всю жизнь. Он принимал участие в июльской революции 1830 года. Потомок черных рабов, он сочувствовал освободительному движению во всех странах, ему были ненавистны рабство н национальное угнетение.
Но во всякой революции его привлекала больше внешняя сторона: знамена, факелы, баррикады, революционные песни, - а не ее социальный смысл. Революция была для него как бы продолжением бурных и неистовых религиозных войн XVII столетия между католиками и гугенотами или завершением блестящих наполеоновских походов но всем странам Европы.
Он принял деятельное участие в февральской революции 1848 года. В то время Дюма был командиром Национальной гвардии Сен-Жермена. В решающий момент восстании он появился в мундире на Королевском мосту в сопровождении четырех или пяти гвардейцев, выкрикивая слова команды и жестикулируя так неистово, как если бы он командовал целой армией. Он прибежал в палату депутатов как раз тогда, когда народ требовал сверженпя короля и изгнания Орлеанского королевского дома.
После перестрелки на бульваре Капуцинов, где было много убитых, Дюма в знак траура закрыл свой Исторический театр.
Спустя несколько недель он посадил перед зданием театра «дерево свободы». Оркестр Варнея, разместившийся на балконе, давал бесплатные концерты, и толпа танцевала на улице перед театром до четырех часов утра. Все это было точным воплощением того, как Дюма представлял себе революцию.
Он был другом Гарибальди и уже далеко не молодым человеком принял участие в его походах в Сицилию и Неаполь. Для Гарибальди и его «тысячи» эти походы были битвой за свободу и объединение родного народа, для Дюма - очередной роман приключений.
Но внешняя пышность и пестрая мишура, в которую
он так по-детски любил рядиться, не должны заслонять от нас подлинного лица писателя. Торжественные приемы, витиеватые речи, обильные обеды, встречи с великими мира сего, суды с издателями, ссоры с сотрудниками - все это лишь забавляло Дюма, льстило его самолюбию, но занимало очень малую долю в его жизни.
Александр Дюма становился самим собой лишь за письменным столом, перед стопкой разноцветной бумаги, с гусиным пером в руках.
Сколько образов теснилось в его голове, сколько героев толпилось в передней его ума, сколько эпитетов, метафор и метонимий висело на кончике его пера! И все они жаждали освобождения, мечтали воплотиться в буквы, строки и страницы каллиграфически написанной рукописи.
Как бы ни был сам Дюма угрюм, мрачен, он преображался, когда брал в руки перо.
«Мои самые безумные фантазии часто рождаются в мои самые пасмурные дни, - говорил он. - Вообразите себе грозу с розовыми молниями...»
Самым большим счастьем для него было играть роль провидения, судьбы - фортуны, как выражались в те дни, - по отношению к своим героям. Ведь он мог одного сделать счастливым, другого - несчастным, обогатить одного и разорить другого, отдать неожиданно бедному юноше женщину, которую он любит.
Он распоряжался жизнью и смертью своих персонажей, хотя порой они вырывались из-под его власти и он никак не мог предвидеть те поступки, которые они совершат помимо его воли. Но перо всегда послушно и даже раболепно следовало за ним, так как писатель хорошо знал, что если созданные им люди вырвались из-под его власти, то роман удался!
Он любил своих героев и почти верил в их существование.
![](http://i008.radikal.ru/0804/34/065557654f39.jpg)
Однажды Александр Дюма-сын застал своего отца в слезах.
- Что случилось? - опросил молодой человек. - Какое-нибудь несчастье?
- Портос умер, - ответил писатель, - я должен был принести его в жертву.
Как мудрый и умелый советчик, он убеждал своих неблагодарных блудных героев покинуть стезю порока и вернуться в отцовский дом. Он гипнотизировал читателя одевая их то в королевскую парчу, то в лохмотья нищего.
Он открыл поистине магические возможности романа, неизвестные до него.
Когда он работал над романом «Виконт де .Бражелон», его спросили, чем он надеется поддержать интерес к новому роману.
- Как - чем? С сыном случится все то, что случилось
с его отцом.
Несмотря на упреки современников, часто справедливые, на снисходительное - сверху вниз -- отношение историков литературы, относящих Дюма к писателям «второго ранга», он все-таки остался жить -- и сейчас жив не менее, чем сто лет назад. Его пыл и одушевление стали бессмертными, так как он смело и щедро награждал ими своих героев. Он и сам ценил их очень высоко: «Этими качествами - известно, с какой беспечной откровенностью я говорю о себе, - этими качествами я обладаю в совершенстве...»
Несмотря на фантастическую пышность, которая всёгда его окружала, он по-настоящему жил только в своих книгах.
В конце жизни, вспоминая пройденный путь, люди обычно жалуются на то, что не успели воплотить в жизнь свои мечты, сделали слишком мало. Александр Дюма, умирая и подсчитывая итоги жизни, сетовал, наоборот, на то, что сделал чересчур много лишнего, что слишком много сору среди его жемчужин...
Конец жизни Дюма был печален: он скрывался от кредиторов, прятался на даче своего сына, был вынужден бежать из столицы.
Парижская толпа, когда-то чтившая его, как полубога, стала его забывать. Появились новые литературные кумиры. Это была эпоха Второй империи, диктатура Наполеона III, которого Виктор Гюго, в отличие от его великого дяди, назвал Наполеоном Малым.
Новое литературное направление с предельной откровенностью выражало идеал империи, олицетворяя его в не пойманном преступнике и полицейском сыщике.
Властителями дум парижской черни стали Понсон дю Террапль и Эмиль Габорио. В их произведениях уже не было и намека на правду или искусство. Но в этом не нуждались авторы, и но этого искали их читатели....
А Дюма, постаревший, обрюзгший, старомодный, продолжал писать о благородных мушкетерах, о пленительной храбрости людей, готовых отдать жизнь за родину, за идею, за товарищей... Салонным плебеям и рыночным аристократам Второй империи все это казалось нелепым анахронизмом.
И вот прошло столетие, забылись имена сановников Наполеона III; никто, кроме историков литературы, не помнит Понсона дю Террайля и Габорио. А Дюма жив и сейчас, жив почти как наш современник! Неужели мы когда-нибудь забудем очаровательного и легкомысленного д'Артаньяпа, благородного Атоса, хвастливого и храброго Портоса, рассудительного Арамиса? Разве когда-нибудь изгладится из нашей памяти справедливая и жестокая месть графа Монте Кристо, вероломство его врагов? А герои его второй трилогии? А благородный и храбрый Робин Гуд?.. Он друг юношей и девушек всего мира и всегда готов вступить с ними в дружескую беседу, достаточно лишь снять с полки одну из его.книг - а их столько, что можно ими наполнить целую библиотеку!-и раскрыть ее. И перед нами появится неутомимый рассказчик, подобный героям «Тысячи и одной ночи», окруженный неисчислимой толпой созданных им людей.
Писателя нужно судить не по его ошибкам пли неудачам, но по тому, что он сделал лучшего, что осталось в жизни.
Пусть же он останется в нашей памяти таким, каком был только наедине с собой. - неистовым, страдающим одышкой, с пером в руках за своим письменным столом.
Его обступают тени героев, сквозь которые просвечивает простая обстановка мастерской: белая доска стола, I плотно сбитый стул, железная кровать, камин со стоящими на нем
![](http://photos.sochi.org.ru/d/102747-2/IMG_1649a.jpg)
книгами, три разноцветные стопки бумаги на столе.
Тени, еще не воплотившиеся, требуют, чтобы он дал им вечную жизнь на страницах своих романов. Писатель поднимает перо, как шпагу, он прокалывает им злодеев, посвящает в рыцари любимцев и пишет, пишет, покрывая огромные листы бумаги быстрым, krurbv? почерком.
Александр Дюма писал для свлих современников, для сотен тысяч французских читателей. Его читают уже свыше ста лет и и прочли десятки, если не сотни миллионов восторженных почитателей на всех материках, во всех странах света и будут читать еще долго, пока будет существовать французская литература, - ведь мы не мыслим ее без "Графа Монте-Кристо" и "Трех мушкетеров".
А о какой более высокой и победной славе еще может мечтать писатель?
Прекрасное путешествие по Парижу Дюма -
здесь.