Эта невероятно добрая и светлая книга была издана в 1987 году. А сейчас вышло переиздание, с теми же прекрасными панорамными иллюстрациями Марины Успенской!
Пустыня - вовсе не пустынна для тех, кто любит и понимает ее. Это прекрасное место, особенно весной, после дождя. Особенно когда тебя окружают хорошие люди, увлеченные своим делом. Именно такие люди работают в заповеднике пустыни Каракумы - веселая компания биологов, зоологов и прочих «логов», а также детей: это Арина, Лёдик (от лица которого ведется рассказ) и маленький Витя.
Все люди - взрослые и дети, местные и приезжие - живут очень дружно. Они кормят гекконов мухами с рук, воюют с песчаными бурями, пьют правильный (и ужасно горячий) зеленый чай, трясут варанов, чтобы посмотреть, что из них вывалится (исключительно в научных целях).
Из этой веселой повести читатель узнает, как паук-фаланга может работать погремушкой для малыша, как расчищают горный родник, что будет, если искупаться в соленой воде, что делать, если машина увязла на такыре, и многое другое.
Зоя Журавлёва много ездила по Средней Азии в составе экспедиции, и ее книга наполнена тонкими наблюдениями и любовью к каждому живому существу, населяющему пустыню.
Мы в пустыне живём. К нам учёные со всех концов едут, изучать пустыню. У нас заповедник.
Раньше нужно было вылезать на соседней станции, ночью, и ещё добираться тридцать километров, чтобы к нам попасть. А ведь мы не можем всех обеспечить машиной! Машина, например, ушла на наблюдения. Или вообще сломалась, мало ли что. Тогда к нам добирались на верблюдах. Когда верблюд садится, он сразу поджимает ноги. Мгновенно. Будто ему стукнули под коленки. А лететь с верблюда очень высоко, особенно с вещами. Приборы, если с верблюда летят, сразу теряют точность. Это научные приборы, они капризные.
- Не мешай, - говорит Арина. - Я черепаху пасу.
Чего черепаху пасти? Если убежит, мы другую поймаем, черепах кругом много. Но она убегать не хочет. Ленивая очень, всю зиму спала. Она сейчас траву ест. Травинку губами взяла и тихонько тянет, жуёт. Рот у черепахи зелёный. Панцирь тяжёлый, наверное…
Я на черепаху смотрел и задумался. Я иногда вдруг задумаюсь. Например, о черепахе задумаюсь. Вдруг у неё панцирь на «молнии»? Если жарко, черепаха его может снять. Дождь пойдёт, черепаха панцирь перевернёт, как таз, и дождя в него наберёт. Всем даст попить. Суслику и другим.
Какое сегодня утро! Горы блестят. Небо блестит. Блестят тёти Надины волосы. Мои мытые щёки блестят. Наша машина блестит, её Боря протёр. Лопаты блестят, каждая на счету. Вон моя, с краю. Даже миски блестят, их ночью песчанки вылизали. Лизухи такие! Тоже каши захотели. А ложки они даже погрызли чуть-чуть. И теперь в ложках блестят следы их мелких зубов.
Прямо блестящее утро!
Текст можно найти в сети, а также есть аудиокнига, начитанная в 2011 году Вадимом Цимбаловым.
Купить в Лабиринте.Купить на Озоне.