С. Рунге "Трое отважных"
Художники В. Пекарь. В. Попов
Союз Кинематографистов СССР, 1973 г.
Тираж 300 000
Цена 15 копеек
Книга не самая раритетная, но во первых, сегодня, 19 мая, День пионерии, в связи с этим замечательным праздником и книга про юных пионеров, во-вторых, я думаю дополнит серию "Фильмы-сказки" в сообществе.
Владимир Израилевич Пекарь
Карьера: Режиссёр, художник
Жанры: Мультипликация
Дата рождения: 7 февраля, 1927
Место рождения: Одесса
Дата смерти: 25 мая, 1990 (63 года)
Заслуженный деятель искусств РФ. Пришел на киностудию «Союзмультфильм» в 1942 учеником мультипликатора. В 1943-47 работал на Ереванской киностудии, с 1947 аниматор на «Союзмультфильме». Входил в группу комбинированных съёмок под руководством Н.П.Федорова. В 1960 году создал мультипликационный киножурнал Мультипликационный Крокодил и снял первый выпуск что стало его дебютом как режиссёра. Первое время работал с Владимиром Поповым. Их тандем просуществовал почти 15 лет. За эти годы, кроме многочисленных сюжетов для сборников, «Фитилей» и заказных фильмов-плакатов о кукурузе и «Госстрахе», они поставили несколько картин, которые и до сих пор не сходят с телеэкранов. В их числе «Впервые на арене» (1961), дилогия о медвежонке Умке (1969-1970), «Верните Рекса» (1975). Далее каждый из режиссёров пошёл своим путем
С 1975 работал самостоятельно. В 1976 году самостоятельно снял мультфильм «Почтовая рыбка». В качестве режиссера-мультипликатора сделал такие фильмы как «Василиса Прекрасная», "Баба-Яга против!", «Легенды перуанских индейцев», «Загадка сфинкса».
Ставил рисованные фильмы, сотрудничал с художником Т.В.Колюшевой. Многократно преподавал на курсах художников-аниматоров при студиях «Союзмультфильм», «Мульттелефильм», а также на Высших курсах сценаристов и режиссёров. Автор программы обучения художников-мультипликаторов. Член АСИФА.
Владимир Иванович Попов
Карьера: Режиссёр, художник
Жанры: Мультипликация
Дата рождения: 5 июня, 1930
Место рождения: Москва
Дата смерти: 21 апреля, 1987 (56 лет)
Владимир Иванович Попов - советский режиссёр и художник мультипликационного кино. В 1952 году поступил на киностудию «Союзмультфильм» учеником. Работал прорисовальщиком, мультипликатором, а с 1968 года начинает работать режиссёром, сначала с режиссёром Владимиром Пекарем, а с 1975 года самостоятельно.
Многие работы Попова решены в юмористическом ключе: «Бобик в гостях у Барбоса» (1977), «Трое из Простоквашино» (1978), «Приключения Васи Куролесова» (1981), «Мы с Шерлоком Холмсом» (1985)
UPD - так как такой длинный текст не влез в комментарии, то размещаю его здесь. Тем более что это все про книгу, будем считать это продолжением моего поста
Тут развернулось обсуждение книжки в комментах. Отвечу развернуто. Не претендуя ни на какую истину, ни в какой инстанции просто немного детских впечатлений и взрослых мыслей.
немного детских впечатлений
вообще я в сканирую свои детские книжки (преимущественно) и выкладываю в kidpix и там пишу свои детские впечатления. я считаю это важным, пусть художники знают как дети воспринимают книжную графику. Не все помню, но какие общие впечатления остались в памяти. Но здесь я выбрал другой формат, все старые книги 30-х - 50-х не книги моего детства, они или совсем ко мне случайно попали, или потом я их у кого-то забирал в сознательном возрасте, или покупал.
Но данная книжка моя собственная детская книга. Может зря я ее выбрал к 19 мая, можно было что-то пионерское из 40-х 50-х выбрать (но открою не небольшую тайну, он у меня уже была отсканирована, я отсканировал несколько фильмов сказок, чтобы пополнить серию еще в прошлом году, да так руки и не дошли, и вот схватил то что было под рукой).
Я уже писал что книга мне не очень нравилась, но поясню в деталях. Книга для совсем маленьких. я не помню как я ее воспринимал в несознательном возрасте, если как-то воспринимал вообще. Но уже в маленьком, но сознательном возрасте у меня были достаточно концептуальные несогласия с книгой.
во-первых, даже тогда я понимал что война дело «серьезное», до конца не понимаю всей глубины, но… Ну а здесь какая-то игра «в казаки-разбойнии».
Во-вторых, понимая что война дело серьезное, я как-то не понимал зачем они флаг подняли. Раз дело серьезное то нужно нанести врагу урон. Как нанести урон «врагу» сломать у Андрюшки любимый грузовик, выкинуть Машкину куклу в окно. Поэтому им бы нужно танк у фашистов сломать - сжечь, взорвать. Как? Этого я уже не знал. А тут флаг. Это потом я понял, что люди за знамя жизнь рисковали, что это символ, что под шквальным огнем моряки моряки забиралась на мачту, чтобы прикрепить сбитый осколком флаг, чтобы над израненным, полузатопленным кораблем… но такие книжки я уже прочел позже.
в-третьих мне конечно не нравилось изображение фашистов. Понятно что авторы хотели изобразить их отталкивающими, но мне они очень напоминали «хулиганистых хоккеистов» из «Матча-Реванша» , я про это уже писал.
И здесь я бы хотел вспомнить похожую, но совсем другую книжку свою детскую книжку. Тоже про детей, тоже про войну. «Расскажи, Натка, сказку…» Это конечно Сказка о Мальчише. У меня была великолепное старое издание с Рейнером (ее потом перепечатывали, но уже бумага не та была - я не шучу, бумага и тогда для меня много значила). Это тот же самый возраст, те же дети на войне, но совершенно по-другому я ее воспринимал. Кибальчиш это вам не «казаки-разбойник», эта книга полна суровой правды жизни, при всем при том являясь в сто раз более сказочной! Трагичной если хотите. Про иллюстрации я даже говорить не хочу, понятно что Рейнер это вершина. Одна обложка чего стоит. Мальчиш, в три четверти, недобрый ветер треплет его челку, соломенные волосы на фоне багро-темного закатного неба. Да еще и чуть снизу. И еще одна иллюстрация меня… мне… В общем там есть иллюстрация где Кибальчиш попал в плен и стоит в кандалах а рядом два буржуинских солдата. Так вот у них на касках рога. Полу-люди, полу-звери. Есть такое выражение «логово врага», вот у Рейнера именно логово, не казарма, не штаб, не дом, а логово. И еще у них штыки на карабинах. вообще штык это что-то из времен Суворова «пуля -дура, штык - молодец». понятно что и в современных войнах штык имел место, но… Штыки придают еще большую глубину и трагичность картинке. Да у Рейнера вся работа отличная. А всадник, серо-зеленый уставший, измотанный, жадно пьющий? А какие шрифты. я и сейчас могу любую иллюстрацию вспомнить, хотя не держал эту книгу в руках много лет
конечно неправильно сравнивать две такие книги. Художника обидеть легко, но скажу, это все равно сравнивать, например, бижутерию и ювелирную работу Фаберже. Просто я хотел сказать, что меня в детстве не сильно напрягала тема «дети на войне». Вопрос как ее обыграть.
немного взрослых впечатлений
Я закончил на том, что в детстве меня не сильно напрягала тема «дети на войне». А сейчас напрягает. И я тоже вскользь об этом в комментариях написал. Я не знаю, как такую книжку ребенку читать. Книжку где маленьких детей поставили к стенке и сейчас раздастся команда «Пли»! я не знаю как ответить на вопрос почему родители им разрешили воевать . «Все воевали»? В детских книгах, в сказках столько жестокости и смерти, если смотреть рационально, но это все же «нереальная» жестокость. А здесь все очень натуралистично и действие разворачивается в реальной исторической канве. Я бы не стал говорить, что книга полна пропагандистских штампов. На любое произведения можно навесить ярлык «штамп», любое самое беспомощное и пустое произведение можно объявить «концептуальным». Здесь скорее несовпадение темы, возраста, стиля, способа подачи материала. Еще раз повторюсь, не претендуя на какие-то обобщения, высказал собственное мнение.
UPD 2
Я так никогда не закончу этот пост с такими дискуссиями. Про восприятие войны детьми правильное стихотворение в тему
"...А за ним,
не вполне совершенно,
но вовсю запевале внимая,
о народной поём,
о священной
так,
как мы её понимаем.
В ней Чапаев сражается заново,
краснозвёздные мчатся танки.
В ней шагают наши
в атаки,
а фашисты падают замертво.
В ней чужое железо плавится,
в ней и смерть отступать должна.
Если честно признаться,
нравится
нам
такая война!"