В эти апрельские дни во всех крупных библиотеках открываются выставки изданий военных лет. Давайте и мы создадим виртуальную полочку таких книг, и в первую очередь поставим на нее брошюры и пособия "Военной библиотеки школьника", которые выпускались Детгизом в годы Великой Отечественной войны и сразу после нее. В серии выходили повести, рассказы
(
Read more... )
Reply
У меня дед служил в танковой армии. Правда, занимался снабжением.
Самые тяжелые воспоминания у него о начале войны, когда был в пехоте. Как минами накрывало, от которых невозможно спастись. Бабушке даже похоронная приходила, правда, его успели откопать после взрыва.
Reply
Возвращаясь к книге, обращает на себя внимание решительное название - "Как мы истребляем..." Не "как истреблять...", а "истребляем". В сорок втором нужно было вселять уверенность. И кстати, ведь повесть Н.Внукова "Наша восемнадцатая осень" как раз о таких мальчишках, которые из-за парты отправились навстречу танкам. Короткая учебка, может быть даже с брошюрками вроде этой и - в окоп, удерживать танки Клейста. В августе сорок второго.
Reply
А название, да, решительное. Я посмотрела, как на военных форумах досконально восстановлена история всех танковых армий. Тех же фотографий Штромберга с другими командирами Шестой армии найдено несколько, их опознают, уточняют, кто сфотографирован.
А у нас странная тенденция молчания вокруг книг военных лет.
Я, наверно, что-то приобрела от дедушки-историка на всю жизнь. Интерес к документу как таковому. Вот и эти пожелтевшие брошюры военных лет - тоже документы. Их уже "не пересмотришь", "не отменишь". Можно спорить сегодня о прошлом, но есть какие-то темы, когда не надо. Как возле надгробий с красными звездами.
Reply
Reply
Но вот книги военных лет меня не удивляют. Для миллионов детей война была не за тысячи километров, а рядом. И совершенно естественно, что они были вместе со взрослыми - переживали те же чувства, помогали, а те, кто постарше и сильнее, стремились на фронт. И тот же Детгиз готовил их к реальной встрече с войной.
Сегодня на войну смотришь иначе: единственная цель - защитить детей и сохранить мир. Но ведь тогда не было выбора, война началась.
Reply
Reply
Хотя некоторые считают пересмотр отношения к войне признаком зрелости, это как маркер сейчас. Но смешивают при этом день сегодняшний и прошлое.
Меня удивила недавно анкета, обращенная к взрослым: "Что нужно рассказывать детям о Великой Отечественной войне?" Несколько раз в ней подчеркивается, что Великая Отечественная - лишь эпизод Второй мировой войны, что в одиночку мы бы не победили, что нужно говорить про пакт и неготовность к войне, про то, как советское командование не жалело жизни людей и пр. Такое впечатление, что мы воевали сами с собой, а не боролись с теми, кто пришел с оружием в нашу страну и уничтожил миллионы.
На самом деле горькая правда о войне нам известна давно, все нерадостные открытия сделали еще 30 лет назад, в перестройку. Но мужество тех, кто сражался, обесценивать нельзя. Нынешние манипуляции как-то очень тревожат.
Reply
Reply
Reply
( ... )
Reply
Но противоречивое какое свидетельство, на каждой строчке вздрагиваешь, не раздастся ли взрыв. С одной стороны, хоть что-то знают, с другой - рискуют бесшабашно. И сколько вот таких "испытателей оружия" погибло. В "Странниках войны" О.Громовой есть страшные воспоминания, как был смертельно ранен пасынок писателя Василия Гроссмана. Причем было это в эвакуации: во дворе военкомата ребята-допризывники нашли снаряд, решили, что учебный, и начали разбирать.
Reply
И, кстати, в фразе "лучшее воспоминание детства" нет ни грамма фальши - только представьте этот мальчишеский восторг, когда под рукой миномет, море боеприпасов и никто не говорит "Нельзя!". В наших местах до сих пор этой ржавой мерзости навалом, то и дело кто-то находит и, бывает, калечатся.
Reply
Так это они сами контузили мальчишку?
Да, я наверху опечатку свою исправить не успела: не О.Громова, а Наталья Громова.
Reply
Герой повести достает свое приписное свидетельство, а там пометка: "Окончил 110-часовую программу всеобуча при школе №2".
"Всеобуч - это всесоюзное военное обучение. Сразу после начала войны оно было введено по всей стране. Каждый служащий, каждый колхозник, каждый мальчишка в школе должен уметь стрелять, бросать гранаты, собирать и разбирать винтовку образца 1891 дробь 30-го года, владеть приемами штыкового боя, ориентироваться на местности и знать устав строевой службы...
Нам, мальчишкам, очень нравилось военное дело. Все на этих уроках было четко и до конца понятно, не то что на физике или на химии. Да и на каком еще уроке можно было пойти на стрельбище и расстрелять обойму настоящих боевых патронов по поясной мишени?.."
Reply
Reply
Leave a comment