Шварц "Сказка о потерянном времени"

Mar 24, 2015 22:17


Е.Шварц "Сказка о потерянном времени" Южно-Уральское книжное изд-во, Челябинск 1972 Илл. М.Майофиса

Как все произведения Шварца, "Сказка о потерянном времени" адресована не столько детям, сколько взрослым. Ну какой ребенок всерьез задумывается над призывом: "помни: человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как ( Read more... )

издательства РФ (региональные), Майофис, *Шварц, книги 70-х гг. ХХ в.

Leave a comment

donna_benta March 25 2015, 14:27:14 UTC
Знакомая книга! Но не обращала внимания, что Южно-Уральского издательства.
А во мне интенсивная чернота иллюстраций как-то особенно остро пробудила детское восприятие времени как черной бездны: бездна до тебя, и та же бездна будет после тебя. И то, что до тебя, начинаешь постепенно наполнять красками: из рассказов близких, книжек и пр.
Сегодня не торопилась с комментарием, хотела найти иллюстрации Майофиса к этой же сказке для сборника "Рассеянный волшебник". И только вечером отыскала. Совсем иные, в цвете. И мы как-то отмечали, что художник постоянно меняет ракурс: в одной книге смотрит на персонажей издалека, в другой - приближает их. И что-то другое открывается в лицах и ситуациях.


... )

Reply

tomtar March 25 2015, 18:05:15 UTC
Она не вполне южно-уральская: на задней обложке указано "печатается по изданию: Евгений Шварц "Сказки, повести, пьесы", Дет.лит, Ленинград 1960", но касается это только текстов. В "Рассеянном волшебнике" Майофис совсем другой, не такой суровый. Но меня привлекла как раз подчеркнутая резкость оформления в южно-уральском издании. Мне кажется, она соответствует духу сказки. Между прочим, она ведь написана изначально для постановки в кукольном театра Деммени, и только потом стала публиковаться как самостоятельное произведение.

Reply

donna_benta March 25 2015, 18:24:11 UTC
Да, ночная и пугающая сказка получилась. И при этом шапка торчит у Пети-старика на голове совсем по-мальчишески, и детские лица на задней стороне обложки славные, хорошие.
Я с большим доверием отношусь к тому, как Майофис читает и интерпретирует авторов. Всегда неожиданно и ярко.
И, главное, пусть изначально в региональных издательствах, но таких неординарных художников публиковали в то время многотысячными тиражами, не снижая планки, не подстраиваясь под тривиальные "массовые" вкусы.

Reply

tomtar March 25 2015, 18:47:51 UTC
Издательство хоть и региональное, но к книжке в 16 страниц подошло вдумчиво и усердно. Даже тонированную бумагу не поленились подобрать, причем затонированы только текстовые страницы, иллюстрации идут на обычной бумаге, слегка пожелтевшей со временем. И тираж вполне союзный - 300 000. А Майофис, мне кажется, здесь немного порезвился с взрослым подтекстом: в комментарии выше обсуждали стр.9 с характерным питерским пейзажем. Недалеко от этого места находится пресловутый "желтый дом" - психиатрическая больница на Пряжке. Впавший в детство старик, бесцельно блуждающий по улицам, явно тамошний клиент ))

Reply

donna_benta March 26 2015, 01:15:44 UTC
Даже так? Сказка северной столицы, со всеми ее тенями и аллюзиями?
Но даже эта "взрослая игра" у Майофиса абсолютно художественна, ведь правда? И не умаляет той адресной детскости, что сквозит в книге? Как-то получается у него подобное волшебство.

Reply

tomtar March 26 2015, 18:59:01 UTC
Конечно, сквозь резкие черные штрихи пробивается озорное мальчишество, и мальчишеские фигурки, бегущие по замерзшей реке на заднем плане этой иллюстрации, перекликаются с комичной погоней за трамваем на следующем развороте.

Reply


Leave a comment

Up