Альбомы Елизаветы Васнецовой "Моя жизнь, мое вдохновение" и "Живопись"

Mar 12, 2015 09:42


На ноябрьской ярмарке нон-фикшн я купила книги из "васнецовской" серии. Вместе с ними купила и два альбома дочери художника, Елизаветы Юрьевны Васнецовой. Альбомы эти стали для меня еще большим открытием, чем известный, удивительный и очень-очень долгожданный Юрий Васнецов!

Собственно, что я знала раньше о Елизавете Васнецовой? В детстве любила сказку "Бычок Черный бочок Белые копытца" с ее иллюстрациями. Несколько лет назад купила книгу "Мельница-метелица" с ее необыкновенными рисунками - шедевр, а не книга! Конечно, читала о ней в книге Эраста Кузнецова "Медведь летит, хвостом вертит", но все же книга эта в первую очередь о ее отце. В общем, альбомы покупала "на всякий случай", чтобы познакомиться получше. И в итоге купила, открыла - и обомлела, листала, и не могла остановиться.



Маленькая Лизонька из книги Кузнецова, которой папа рисует свой знаменитый эстамп "Котик". Котик держит в лапке ложку с буквами "ЛВ" - Лиза Васнецова, и сидит он за столом в детской из квартиры Васнецовых, Лизочкиной комнаты. На семейных фотографиях - Лиза-школьница, Лиза за мольбертом, Лиза - участница домашних праздников и спектаклей. Уже взрослая Елизавета Юрьевна, автор воспоминаний об отце, составитель замечательных книг. И вдруг та же Лиза - автор и главный герой отдельных альбомов. Неожиданно!

Прежде всего альбомы поразили разноплановостью творчества Елизаветы Юрьевны и тем, насколько разные темы оказались мне созвучными: и в пейзажах, и в натюрмортах, и в карандашных зарисовках краснодарских улиц я узнавала знакомые места, знакомые ощущения. Ленинградские зимние улицы с черными деревьями, сквозь которые проглядывает - брезжит - ранняя весна ("Весенний день", 1967 г. бумага, тушь)




краснодарские залитые солнцем завалинки, и бабки, лузгающие семечки - такие родные: каждое лето в детстве я проводила в Краснодаре. Ездили мы и в Горячий Ключ - и он тоже есть среди работ Елизаветы Юрьевны! Как так получилось, что мы ходили одними и теми же дорогами?



Букеты у нее просто волшебные, вы не поверите - никогда таких не видела! Они светятся, и к веточкам хочется осторожно прикоснуться: вдруг откликнутся шуршанием сухие листья? ("Кружевные букеты", 1979 г. бумага, темпера)



"Очень люблю полевые цветы (и яркие, и скромные) и разные травы. Так мне нравится составлять букеты и уже думать над цветом, как я буду их писать. А ведь можно составить букет из обычных якобы невзрачных цветов, но таких нежных, трогательных. Или просто поставить в бокал всего один цветок - вот трудная задача его выразить.

Но бывает и так. Принесу букет, поставлю в обычную стеклянную банку (я не люблю никаких кувшинчиков), или в чугунный горшок, или в глиняный кувшин. И вот смотрю на букет, и он уже меня не вдохновляет, я забываю о нем. Но постепенно он изменяется и становится мне интересен, вот тогда я и принимаюсь его писать". (Е. Васнецова "Живопись")

Альбомов вышло два: "Моя жизнь, мое вдохновение" с вступительной статьей Эраста Кузнецова (2012 год), и "Живопись" с вступительной статьей Валентина Курбатова (2014 год). В первом графика, во втором живопись. И на недавно прошедшей в Санкт Петербурге персональной выставке Елизаветы Юрьевны счастливцы имели возможность увидеть оригиналы тех замечательных картин, чьи репродукции включены в альбом, например, "Быстрый танец" (2005 год, картон, пастель):



а из фоторепортажа о выставке, на который дала ссылку donna-benta я узнала, что это не одиночная картина, а серия:



Замечателен "Остров уединения" 2011 года, написанный в Михайловском. В 1962 году студентка Лиза Васнецова ездила в Михайловское на практику с педагогом и группой других студентов. В альбоме представлены ее работы того лета, письма родителям.



А через полвека она вернулась туда снова:



Елизавета Юрьевна - неутомимый работник и путешественник, была не только в Михайловском, но и на Севере. Вот чудесная картина "На Святозере" из целой серии работ, написанных в Карелии в 2008 году:



и замечательны ее заметки, записи, размышления - как раз о возвращении в знакомые, уже хоженые места, и как это снова созвучно мне, я тоже очень люблю по многу раз возвращаться в одно и то же место:

"Всегда хочется бывать в одних и тех же местах и каждый раз находить что-то новое. А ведь столько раз была и не видела.

Зачем куда-то ездить в незнакомые места, незнакомые страны, города! Ты глубоко не проникнешь в эту жизнь, не поймешь подлинной красоты. Все поверхностно, поэтому и не запомнится надолго.

Да и зачем новые впечатления, если столько планов, задумок, которые хочется реализовать, а все новое будет только отвлекать, путать и нарушать твои мысли".



Очень мне нравится то, что во втором альбоме ко многим работам, показанным целиком, дается так же и фрагмент, позволяющий рассмотреть детали, мазки (насколько их может передать печать) и взглянуть на работу под иным углом:



Неожиданная и понравившаяся мне автолитография - вся светится и искрится, и хочется пристроиться в хвост этой молодежи, спешащей на танцульки:



показаны разные иллюстрации: к Бажову, к "Мельнице-метелице", к "Баю-баюшки-баю" есть очень красочная иллюстрация:



Много фотографий разных периодов жизни, от детских до нынешних. Елизавета Юрьевна с мамой готовят выставку Ю.А. Васнецова в Русском музее



эту фотографию люблю-люблю-люблю еще с книги Кузнецова, очень она мне нравится, так трогательно папа помогает Лизе в самом начале ее работы (1955 год)



а это Елизавета Юрьевна с Э.Д. Кузнецовым на презентации книги "Медведь летит, хвостом вертит" в 2007 году:



а вот из семейных фотографий, я ими не могу налюбоваться - этой чудесной семьей! 1966 год



Для тех, кто собирает материалы о Юрии Алексеевиче Васнецове, это тоже полезные книги: кроме семейных фотографий есть две уникальные вещи: во-первых, рисунки дома Васнецовых, и не по памяти, а явно прямо с натуры рисовала Елизавета Юрьевна интерьеры, праздничные столы (Юбилей Ю.А. Васнецова, 1960 г. Ленинград, Васильевский остров):



а второе - это воспоминания ее о родителях, в первом альбоме об отце, а во втором она рассказывает о маме, Галине Михайловне Васнецовой. Называется статья "Мы с мамой", и это даже больше разговор с мамой, чем воспоминания о ней:

"Милая мамочка! Твои надежды мои мечты осуществились: я выразила свою душу в творчестве. В этом моя жизнь". (ниже - Портрет отца, Ю.А. Васнецова. 1960 г. Холст, масло. Портрет мамы, Г.М. Васнецовой. 1975 г. Бумага, пастель).



И в завершение хочу рассказать, как мы смотрели эти альбомы с детьми. Получила я их утром в пятницу, весь день готовила-убирала-бегала по хозяйству. И в пятницу вечером, когда у нас наступает тишина и традиционное время "избы-читальни", мы с детьми уселись рассматривать альбомы. И на михайловских акварелях младшая дочка вдруг сказала: "Что-то мне не очень нравятся ее картины! Нечеткие, нету ни лиц, ни пальцев на руках... На детские похожие!" ("Короткий отдых", 1962. Михайловское. Бумага, акварель)



На что старшая с жаром стала ей объяснять, что художник не должен прорисовывать все 10 пальцев обязательно! Главное, что он нарисовал не пальцы, а атмосферу и свои переживания! Вот на этой картине мы сразу чувствуем жаркий день, и то, как устали колхозницы, и лошадь тоже устала и стоит, отдыхает - а если бы ей воды принесли, то и попила бы!

И так мне это понравилось, это обсуждение, эти объяснения, просто не передать! А младшая задумчиво сказала: "Ну да, ведь и на фотографиях иногда размытое и нечеткое - это еще и красивее, если так задумал фотограф!"

Вот ради этих разговоров стоило бегать на край света за альбомами и покупать их за любую цену :)

В качестве "сухого остатка": альбомы очень хорошего качества! Полиграфия отличная, мелованная бумага. Формат 20 на 26 см, толстые, по 204 стр. каждый. Переплет мягкий.

Васнецова Е.

Previous post Next post
Up