Думаю, эта книга из коллекции
geki4uk будет украшением нашей виртуальной экспозиции. Сегодня ее можно назвать маленькой энциклопедией 50-х годов - в картинках и стихах. Энциклопедией трудовой, повседневной и детской жизни того времени. Очень интересно рассматривать иллюстрации - столько забытых реалий.
(
Read more... )
По поводу изменений текста. Прежде всего я полезла в академические сборники. В 8 томном собрании сочинений опубликован более поздний вариант и к нему комментарий, потрясший меня лаконичностью: ""По сравнению с первой редакцией текст претерпел изменения". Все, большой привет. Надо сказать, я в недоумении: неужто нечего было больше сказать? Типа, изменил - так изменил, чего тут рассуждать?
В сборнике "Библиотеке поэта" этого стихотворения просто нет, соответственно, нет и комментария. Коротко и ясно.
Поэтому давайте посмотрим, что нам может рассказать сайт Маршака :)
1. Кстати, за это произведения (в числе других) Маршак получил Ленинскую премию! http://s-marshak.ru/bio/1963_01/02.htm
2. Сам Маршак это произведение называет "Азбука" - например, в письме к Тамаре Габбе (http://s-marshak.ru/epist/gabbe1.htm#08 ), и действительно, фабула произведения - азбука, тему эту Маршак использовал не раз (и "Веселая Азбука", которая печаталась еще в"Чиже", и Живые буквы, и вот теперь "Веселое путешествие от А до Я". Причем тема в стихотворении настолько "растянулась", что Михаил Гаспаров произведение называет пределом бесструктурности: " пределом бесструктурности оказывается "Веселое путешествие от А до Я", где перечисление носителей каждой буквы может затягиваться сколь угодно долго".
3. Очень подробно произведение рассматривает Мирон Петровский в отдельной статье, опубликованной в "Детской литературе" в 1973 году: http://s-marshak.ru/articles/petrovsky05.htm , в том числе и различия между вариантами, и Петровский отдает предпочтение второму варианту, как и автор, конечно - в противном случае оно бы не вышло в свет:
"Самоудовлетворенность была чужда Маршаку - он не знал ни конца, ни передышки в стремлении к совершенству. Выход книги означал для него не конец работы над нею, а только конец такого этапа работы, когда мастер уже ничего не в состоянии улучшить и должно пройти время, чтобы он снова взялся за перо. Так было и с "Веселым путешествием": едва зашла речь о втором издании, авторский экземпляр первого стал превращаться в черновик, потом появились вставки и варианты на отдельных листах - и все началось сначала".
4. Галанов проводит интересную параллель между "Веселым путешествием" и "Школой на колесах"(! - в первый момент неожиданно, правда?): http://s-marshak.ru/articles/galanov/galanov09.htm
"Веселое путешествие" кое-чем напоминает маленькое стихотворение Маршака "Школа на колесах" и, быть может, даже навеяно им. Во всяком случае, у "Веселого путешествия" есть реальный прототип - вагон-школа, в котором, путешествуя по всей стране, учились дети железнодорожных рабочих, ремонтирующих пути. Вероятно, у многих ребят при чтении этого стихотворения шевельнулось чувство зависти к ученикам кочующей школы, перед которыми открывались "родной земли просторы":
Сегодня солнечная степь
За окнами вагона,
А завтра гор крутая цепь
Встает до небосклона.
Нас каждый дальний перегон -
Знакомит с новым краем.
Проходим на уроке Дон -
И Дон переезжаем.
Азбука Маршака - та же школа на колесах. От перегона к перегону, от буквы к букве автор ведет нас по азбуке и по стране, помогая одновременно постигать красоту родной земли и родной речи.
Reply
Чрезвычайно любопытна параллель Галанова со "Школой на колесах". И мне жаль, что в издании 1962-го года утрачена замечательная цветная заставка с вокзалом и поездом "От А до Я", она прекрасно раскрывала идею путешествия от буквы к букве и одновременно путешествия по родной стране.
И недаром пришло в голову определение "энциклопедия", как только познакомилась с книгой. Петровский пишет об этом же:
"Веселое путешествие от "А" до "Я" - поэтическая энциклопедия для детей. Весь мир, систематизированный по азбучному принципу и связанный воедино движением героев и читателей сквозь географическое пространство и другое - пространство познания. Стержень энциклопедии - нравственный и патриотический: труд и Родина".
Но как глубоко он идет в своих ассоциациях, до Хлебникова. Кстати, раньше не задавалась целью ловить отзвуки большой поэзии в детских стихах Маршака, но ведь в самом деле можно услышать схожие ритмы.
Интересный комментарий у Петровского к вставке про Аму-Дарью. Но меня не покидает ощущение, что кроме художественной задачи перед Маршаком стояла и конкретная - откликнуться на какой-то очередной этап социалистического строительства.
Вообще интересно наблюдать, как над книгой работал целый коллектив - автор, художники, редакторы; наверняка перед столь масштабным изданием ставились и определенные задачи сверху - как лучше отразить эпоху, какие ее явления и события.
Reply
а вот про отклик Маршака на отдельные этапы соцстроительства - знаете, мне прямо вот хотелось, когда я сравнивала, взять в руки наши тома "Намедни" и смотреть, что в эти годы произошло из упоминаемого: вот в космос полетели, Сталин умер - и так выискивать, откуда у изменений ноги растут :) И тогда все отлично укладывается в схему "заказа сверху", и наверное, следили за ним и руководили тоже...
Reply
Reply
и вот про то, как "история писала книги". Неделю назад я купила на Алибе сборник "Здравствуй, дорогая редакция" об истории газеты "Пионерская правда". Основная часть сборника - это выборочные заметки с 1925 года, от самого начала, и до 80-х, просто вся история страны :)
И вот смотрите, какую заметку писал М. Ильин в номере от 14 февраля 1936 года, я просто прямо представила себе Маршака, тоже пишущего "продолжение" Веселого путешествия по результатам строек.
Допишем "Рассказ о великом плане"
Письмо писателя М. Ильина читателям "Пионерской правды"
Дорогие ребята!
Несколько лет назад я написал книгу "Рассказ о великом плане".
Но в книге не хватало конца.
Отчего же его не было? Оттого, что и не могло быть. Ведь рассказ у меня был особенный: не о том, что есть, а о том, что будет. Я писал о городах, которые будут основаны, о заводах, которые будут построены, о плотинах, которые встанут посреди реки, о железных дорогах, которые пересекут пустыни.
Теперь великий план выполнен. Среди вас, я уверен, есть такие, которые живут в новых городах: в Магнитогорске, Хибиногорске, Запорожье. Некоторые из вас, может быть, каждый день видят из окна своего дома величайшее чудо страны - Днепровскую плотину.
Так вот, ребята, не хотите ли вы помочь мне написать конец моей книги?
Письма присылайте в "Пионерскую правду".
Ваш М. Ильин.
Reply
Интересно, получил ли Ильин письма от ребят и отразилось ли это в переизданиях книги.
Reply
одно как минимум получил - оно там цитируется :) а вот про переиздания к сожалению ничего не скажу...
Reply
И, может быть, лучше начать с показа чуть меньших изданий.
Хотя в этом случае вы уже подготовили перекрестные ссылки - от старых материалов сайта к этому изданию) Весьма полезная вещь. А ведь может быть еще конкретный комментарий, о реалиях той жизни. по типу того, что у Левинга.
Reply
так что если удобно, то спросите, пожалуйста. Но у нас есть несколько таких огромных книг, про которые этот вопрос можно задать... которые непонятно как размещать.
Reply
Leave a comment