Сейчас углубилась в долгую литературную биографию Вениамина Константиновича Жака (1905-1982 гг.) Это же ростовский поэт, активно публиковался с середины 20-х годов, но до 60-х годов большей частью в местных издательствахю. А в молодости был моим коллегой, учебу в университете совмещал с работой в библиотеке с характерным названием "Памяти декабрьского восстания". Для очередного ростовского праздника "Неделя книги" написал пьесу "Книжный переполох". В задачу автора входило показать, что прежде книги были плохие, а теперь - хорошие. Но хороших советских книг тогда еще не появилось. А героиня Чарской в спектакле получилась очаровательной, Шерлока Холмса сыграл сам Жак, индеец из романов не то Майн Рида, не то Купера выглядел очень живописно. Так что герои старых книг произвели большое впечатление на публику, но скорее всего не то, какого добивался молодой "драматург". Пьесу даже опубликовали в 1923 году в московском политпросветском сборнике "Неделя книги" и, возможно, позже она ставилась в других городах во время подобных праздников. Жак был хорошо знаком с Верой Пановой, отзвуки того времени - в ее "Сентиментальном романе", надо его снова открыть. Панова вспоминала о заседаниях РАППА: "Я была при том, когда Фадеев читал там главы из "Разгрома", и при том, как Вениамин Жак читал свои стихи". А в 1924 популярный детский писатель Полиен Яковлев (мы о нем как-то говорили) привлек молодых поэтов круга Жака к созданию ростовской пионерской газеты "Ленинские внучата" (аналог московской "Пионерской правды"), учрежденной по инициативе Анастаса Микояна, тогда - секретаря Северо-Кавказского крайкома ВКП(б). Газета считалась одним из лучших провинциальных пионерских изданий. Там публиковались та же Вера Панова (под псевдонимом Вера Вельтман) и Виталий Губарев, будущий автор знаменитой сказки "Королевство кривых зеркал". Но Жак по-прежнему был связан и с библиотечным делом, в качестве библиотекаря участвовал в приеме московских поэтов, приезжавших в Ростов, в т.ч. Маяковского. В воспоминаниях Жака есть характерный эпизод: "11 февраля 1926. По библиотечному коллектору Политпросвета, где я тогда работал, разнесся панический слух «Маяковский идет!» - Библиотекари явно боялись его: тогда они в большинстве все не понимали его стихов, не любили их и не умели с ними работать. А Маяковский шел требовать ответа: как читаются его книги, как с ними работают библиотекари... Он сразу заговорил со мной просто, по-товарищески о самом больном для него, о косности. Только что он был в книжном магазине ГИЗа. Спрашивал, как расходятся его книги. Почему их нет на витринах? Ему трусливо солгали: «Все ваши книги распроданы». Он полез в подвал ГИЗа и разыскал нераспечатанные пачки своих книг. Вытащил их на прилавки... В библиотеках было не лучше. «Ваши книжки не читаются, - говорила ему библиотекарша. - Они непонятны рабочему читателю». Маяковский потребовал книжку читательских отзывов. Отзывов на его стихи не оказалось. Выяснилось, что его книжки были даже не заинвентаризованы, ни разу не предлагались читателям. Маяковский долго, с удивительной выдержкой, объяснял библиотекарям, что так со стихами работать нельзя. На обратном пути улыбнулся. - Приятная женщина эта библиотекарша, с ней бы только чай с вареньем пить, а не о стихах разговаривать». Не так много изменилось за 100 лет в среде библиотекарей, признаться) О Вениамине Жаке есть статья в Википедии. И оставлю здесь ссылку на его библиографию: http://www.sulinlib.ru/pisateli-dona-detyam/23-zhak-veniamin В том же 1966-м году выходила еще книжка Жака "Солнечные прятки", но с рисунками Л.Гладневой и в издательстве "Малыш": http://booklerium.livejournal.com/6577.html
А в молодости был моим коллегой, учебу в университете совмещал с работой в библиотеке с характерным названием "Памяти декабрьского восстания". Для очередного ростовского праздника "Неделя книги" написал пьесу "Книжный переполох". В задачу автора входило показать, что прежде книги были плохие, а теперь - хорошие. Но хороших советских книг тогда еще не появилось. А героиня Чарской в спектакле получилась очаровательной, Шерлока Холмса сыграл сам Жак, индеец из романов не то Майн Рида, не то Купера выглядел очень живописно. Так что герои старых книг произвели большое впечатление на публику, но скорее всего не то, какого добивался молодой "драматург".
Пьесу даже опубликовали в 1923 году в московском политпросветском сборнике "Неделя книги" и, возможно, позже она ставилась в других городах во время подобных праздников.
Жак был хорошо знаком с Верой Пановой, отзвуки того времени - в ее "Сентиментальном романе", надо его снова открыть. Панова вспоминала о заседаниях РАППА: "Я была при том, когда Фадеев читал там главы из "Разгрома", и при том, как Вениамин Жак читал свои стихи".
А в 1924 популярный детский писатель Полиен Яковлев (мы о нем как-то говорили) привлек молодых поэтов круга Жака к созданию ростовской пионерской газеты "Ленинские внучата" (аналог московской "Пионерской правды"), учрежденной по инициативе Анастаса Микояна, тогда - секретаря Северо-Кавказского крайкома ВКП(б). Газета считалась одним из лучших провинциальных пионерских изданий. Там публиковались та же Вера Панова (под псевдонимом Вера Вельтман) и Виталий Губарев, будущий автор знаменитой сказки "Королевство кривых зеркал".
Но Жак по-прежнему был связан и с библиотечным делом, в качестве библиотекаря участвовал в приеме московских поэтов, приезжавших в Ростов, в т.ч. Маяковского. В воспоминаниях Жака есть характерный эпизод: "11 февраля 1926. По библиотечному коллектору Политпросвета, где я тогда работал, разнесся панический слух «Маяковский идет!» - Библиотекари явно боялись его: тогда они в большинстве все не понимали его стихов, не любили их и не умели с ними работать. А Маяковский шел требовать ответа: как читаются его книги, как с ними работают библиотекари... Он сразу заговорил со мной просто, по-товарищески о самом больном для него, о косности. Только что он был в книжном магазине ГИЗа. Спрашивал, как расходятся его книги. Почему их нет на витринах? Ему трусливо солгали: «Все ваши книги распроданы». Он полез в подвал ГИЗа и разыскал нераспечатанные пачки своих книг. Вытащил их на прилавки... В библиотеках было не лучше. «Ваши книжки не читаются, - говорила ему библиотекарша. - Они непонятны рабочему читателю». Маяковский потребовал книжку читательских отзывов. Отзывов на его стихи не оказалось. Выяснилось, что его книжки были даже не заинвентаризованы, ни разу не предлагались читателям. Маяковский долго, с удивительной выдержкой, объяснял библиотекарям, что так со стихами работать нельзя. На обратном пути улыбнулся. - Приятная женщина эта библиотекарша, с ней бы только чай с вареньем пить, а не о стихах разговаривать».
Не так много изменилось за 100 лет в среде библиотекарей, признаться)
О Вениамине Жаке есть статья в Википедии. И оставлю здесь ссылку на его библиографию: http://www.sulinlib.ru/pisateli-dona-detyam/23-zhak-veniamin
В том же 1966-м году выходила еще книжка Жака "Солнечные прятки", но с рисунками Л.Гладневой и в издательстве "Малыш": http://booklerium.livejournal.com/6577.html
Reply
За библиографию - отдельно)
Reply
Reply
Leave a comment