Leave a comment

donna_benta November 15 2014, 16:00:50 UTC
Сейчас углубилась в долгую литературную биографию Вениамина Константиновича Жака (1905-1982 гг.) Это же ростовский поэт, активно публиковался с середины 20-х годов, но до 60-х годов большей частью в местных издательствахю.
А в молодости был моим коллегой, учебу в университете совмещал с работой в библиотеке с характерным названием "Памяти декабрьского восстания". Для очередного ростовского праздника "Неделя книги" написал пьесу "Книжный переполох". В задачу автора входило показать, что прежде книги были плохие, а теперь - хорошие. Но хоро­ших советских книг тогда еще не появилось. А героиня Чарской в спектакле получилась очаровательной, Шерлока Холмса сыграл сам Жак, индеец из романов не то Майн Рида, не то Купера выглядел очень живописно. Так что герои старых книг произвели большое впе­чатление на публику, но скорее всего не то, какого добивался молодой "драматург".
Пьесу даже опубликовали в 1923 году в московском политпросветском сборнике "Неделя книги" и, возможно, позже она ставилась в других городах во время подобных праздников.
Жак был хорошо знаком с Верой Пановой, отзвуки того времени - в ее "Сентиментальном романе", надо его снова открыть. Панова вспоминала о заседаниях РАППА: "Я была при том, когда Фадеев читал там главы из "Разгрома", и при том, как Вениамин Жак читал свои стихи".
А в 1924 популярный детский писатель Полиен Яковлев (мы о нем как-то говорили) привлек молодых поэтов круга Жака к созданию ростовской пионерской газеты "Ленинские внучата" (аналог московской "Пионерской правды"), учрежденной по инициативе Анастаса Микояна, тогда - секретаря Северо-Кавказского крайкома ВКП(б). Газета считалась одним из лучших провинциальных пионерских изданий. Там публиковались та же Вера Панова (под псевдонимом Вера Вельтман) и Виталий Губарев, будущий автор знаменитой сказки "Королевство кривых зеркал".
Но Жак по-прежнему был связан и с библиотечным делом, в качестве библиотекаря участвовал в приеме московских поэтов, приезжавших в Ростов, в т.ч. Маяковского. В воспоминаниях Жака есть характерный эпизод: "11 февраля 1926. По библиотечному коллектору Политпросвета, где я тогда работал, разнесся панический слух «Маяковский идет!» - Библиотекари явно боялись его: тогда они в большинстве все не понимали его стихов, не любили их и не умели с ними работать. А Маяковский шел требовать ответа: как читаются его книги, как с ними работают библиотекари... Он сразу заговорил со мной просто, по-товарищески о самом больном для него, о косности. Только что он был в книжном магазине ГИЗа. Спрашивал, как расходятся его книги. Почему их нет на витринах? Ему трусливо солгали: «Все ваши книги распроданы». Он полез в подвал ГИЗа и разыскал нераспечатанные пачки своих книг. Вытащил их на прилавки... В библиотеках было не лучше. «Ваши книжки не читаются, - говорила ему библиотекарша. - Они непонятны рабочему читателю». Маяковский потребовал книжку читательских отзывов. Отзывов на его стихи не оказалось. Выяснилось, что его книжки были даже не заинвентаризованы, ни разу не предлагались читателям. Маяковский долго, с удивительной выдержкой, объяснял библиотекарям, что так со стихами работать нельзя. На обратном пути улыбнулся. - Приятная женщина эта библиотекарша, с ней бы только чай с вареньем пить, а не о стихах разговаривать».
Не так много изменилось за 100 лет в среде библиотекарей, признаться)
О Вениамине Жаке есть статья в Википедии. И оставлю здесь ссылку на его библиографию: http://www.sulinlib.ru/pisateli-dona-detyam/23-zhak-veniamin
В том же 1966-м году выходила еще книжка Жака "Солнечные прятки", но с рисунками Л.Гладневой и в издательстве "Малыш": http://booklerium.livejournal.com/6577.html

Reply

detlit November 15 2014, 16:06:47 UTC
Спасибо, очень интересно!
За библиографию - отдельно)

Reply

donna_benta November 15 2014, 16:42:48 UTC
))) Пожалуйста!

Reply


Leave a comment

Up