"Кто плюнет безмятежно на двойки и колы? Шпаргалки шлет прилежно? Бой Талька - это ты!" - такие строчки сочинила Ева Кюн из "Повести о рыжей девочке" Лидии Будогоской. С Талькой Бой она училась в одном классе гимназии.
Не устаю удивляться сюрпризам нашего сообщества.
Разговор о любимой многими книге Л.Будогоской начала
murmon, и вдруг в комментариях мелькнуло:
"К этой книге у нас в семье особое отношение.
Моя бабушка была одноклассницей Лидии Будогосской.
Наталья Изергина, Талька. Отличалась боевым характером.
Талька-Бой в повести - это она.
А её лучшая подруга Варя - прототип Варьки Симонихи.
Вот фотография из семейного архива.
Бабушка и её одноклассницы".
Слева направо:
стоят - Валя, Таля (Талька-Бой), сидят - Варя (Симониха), Тая, Лиза.
1911 г.
Теперь у нас есть возможность увидеть, как на самом деле выглядели героини повести Лидии Будогоской. А Талька Бой - участница нескольких весьма колоритных сцен. Напомню одну из них:
"Вдруг из-за черной доски высунулась голова Тальки Бой - светлая, гладкая, с пробором. Талька хмурит брови, морщит лоб, отчаянно трясет головой.
Весь класс сразу понял, что Талька Бой не знает теоремы.
Подруга Тальки Бой, толстая Варька Симониха, беспокойно заерзала на задней парте, потом вырвала из тетради листок, что-то написала и сунула под партой соседке.
Ева сидит, подперев подбородок рукой. И вдруг тумак в спину - ей суют записку от Симонихи:
«Теорема Пифагора. Ева, спасай Тальку!
Варька».
Пифагорова теорема очень трудная теорема. «Сумма площадей квадратов, построенных на катетах прямоугольного треугольника…», а дальше и не припомнишь. Ева закусила карандаш, схватила учебник, перелистывает - только страницы мелькают. Вот она, Пифагорова теорема. Ева быстро списывает на бумажку. Тальку Бой необходимо спасти. Талька Бой спасает всех без разбора. Подсказывает пальцами, глазами, губами. Очень понятно подсказывает. И шепот у нее отчетливый.
Все девочки, когда шепчут, непременно кулак ко рту прижимают, глаза у них бегают, все лицо как-то перекашивается. А Талька Бой и рта рукой не прикроет и бровью не поведет, а кому нужно, тот все услышит.
Ева зажала бумажку в кулак и просит Чижа:
- Разрешите выйти!
Кивнул.
Ева прошла за досками. Талька стоит за доской и с досады кусает ногти. Ева дотронулась до Талькиной руки - и бумажка у Тальки. Талька сразу схватилась за мел, быстро застучала по доске.
Ева рада. У самой двери она даже подпрыгнула, потом присела и показала Чижу в спину длиннейший нос..."
Больше эпизодов из книги с участием Тальки Бой - в журнале
murmon:
http://murmon.livejournal.com/42740.html Вместе с
murmon мы не смогли удержаться от вопросов к внучке Тальки Бой и получили на них ответы.
Оказывается, Талька Бой на самом деле хорошо подсказывала, но "могла и вредничать, подсказать что-то типа «Ребёнок был резов и мил, но объедаться он любил».
Выяснился еще один забавный эпизод из ее гимназической жизни: кавалера у Тальки не было, "и одноклассницы над ней посмеивались. Однажды она сказала, что просто не афиширует своих свиданий. Если хотят, могут убедиться - они с мальчиком будут гулять по таким-то улицам. А дома её младшая сестра Клава, которая была высокой и статной, переоделась в форму брата-реалиста и они вместе отправились гулять. А гимназистки, караулившие в указанных местах, убедились в наличии кавалера".
В семье с двенадцатью детьми Талька Бой была пятой.
На семейной фотографии Талька сидит слева, в голубоватом платье.
Ее отец учился в церковно-приходской школе, мать вообще грамоты не знала, но детям они образование дали - девочки учились в гимназии, мальчики - в реальном училище.
После гимназии Наталья Изергина работала учительницей в деревне Митрохино, учила детей младших классов.
В 1918 году вернулась в Сарапул. Участвовала в организации первых детских садов, была учительницей в Сарапульской коммуне.
В 1924 году вышла замуж и переехала в Москву. У неё было трое детей - старший сын Александр, и дочки- близнецы - Татьяна и Галина. Работала всю жизнь учительницей.
С Лидией Будогосской после гимназии не встречалась. А с Сарапулом связь поддерживала - там жили её сёстры.
В книжке «В уездном городе С» из серии «Память Сарапула» есть статья о ней.
Дополню рассказ внучки небольшим фрагментом из воспоминаний дочери Натальи Изергиной, нашла их на одном из сарапульских сайтов:
"Повесть о рыжей девочке" мы знали с детства. Знали, что Талька Бой - это наша мама. Помню, еще девочкой меня очень огорчало неприглядное платье Тальки на школьном балу. Мамина семья была небогатой, платье ей перешло от старших сестер, и никакими усилиями ему нельзя было придать хороший вид... Мама вспоминала, как однажды Лида Будогоская пришла к ней домой и была удивлена и озадачена тем, что застала Тальку босой, моющей в доме полы. Если я не ошибаюсь, этот случай был описан в первом (более полном) издании повести.
У мамы был жизнелюбивый, неунывающий характер. Она всегда была готова прийти на помощь к друзьям. Она очень любила детей и стала учительницей по призванию. Обычно дома она рассказывала о школьных делах и в каждом ученике находила что-то хорошее. Я как-то спросила ее: "А кто у вас в классе плохой?" Мама посмотрела на меня удивленно и серьезно сказала: "Таких нет. Плохих детей не бывает". И добавила, помолчав: "Правда, бывают плохие родители".
Огромное спасибо
poduchka за рассказ о бабушке!
И хочу обратиться к участникам нашего сообщества. Если вы располагаете информацией об истории литературных произведений, которые связаны с вашим родным краем, сведениями о прототипах книжных героев, можете провести заочную историю по местам, где происходит действие тех или иных детских книг, пожалуйста, пишите в наше сообщество! Литературное краеведение чрезвычайно интересно и еще полно неразгаданных загадок.