Гномы и художница Йенни

Nov 26, 2013 18:13

У шведов нет Деда Мороза, и подарки детям на Рождество приносит юльтомте - рождественский гном, точнее - домовой. Народные сказки изображают его в виде крохотного старичка, в одежде из грубого серого сукна и длинном колпачке. Нрав у шведского домового, которого там называют "томте" или "ниссе", довольно суровый, как и полагается хранителю домашнего очага, и на рождество он воздает каждому по заслугам - за доброе и за плохое. А образ добродушного гнома в красном колпачке он приобрел относительно недавно, каких-то 125 лет назад. Традицию изображения рождественского гнома в живописи и книжной иллюстрации создала художница Йенни Нюстрём. Именно ее фантазия придала шведскому юльтомте привычный ныне облик.


Йенни Нюстрём родилась в 1854 г. в старинном шведском городе Кальмар в семье скромного регента. Спустя несколько лет семья перебралась Гетеборг, где Йенни поступила в художественную школу при городском музее. Работы Йенни, регулярно участвовавшие в ученических выставках, привлекли к себе внимание губернатора Гетеборга, который поспособствовал тому, что после окончания художественной школы, Нистрём была направлена на обучение в Королевскую академию искусств в Стокгольм. Тогда же Йенни начала работать для иллюстрированных журналов - жизнь в столице стоила недешево.

Уже через год после поступления в академию, вышла первая книга с ее иллюстрациями, которой суждено было определить новый образ шведского Рождества. Сказка Виктора Рюдберга "Рождественские приключения маленького Вигга" рассказывала о маленьком мальчике, отправившемся в сочельник в путешествие вместе с рождественским гномом, везущим сундук с подарками.

"Это был крохотный старичок, сидевший на санях, запряженных четверкой низеньких, не больше жеребенка, лошадок. Его морщинистое лицо пряталось в похожей на мох бороде. Старичок попыхивал длинной курительной трубкой."

Сказка была нравоучительной - за время сказочной поездки Вигг вместе с маленьким читателем должен был понять, что каждый получает по делам его, и даже малышам непозволительно быть злыми, жадными и себялюбивыми.


  
  


Иллюстрации к сказке Йенни сделала еще живя в Гетеборге, для себя, не предполагая их публиковать. Но они попали в руки Свену Адольфу Хедлунду, редактору солидной гетеборгской газеты, где впервые была опубликована сказка Рюдберга. Хедлунд показал иллюстрации юной художницы автору. Рюдбергу, в ту пору уже признанному литератору, рисунки понравились, и он предложил использовать их для отдельного издания. Книга "Lille Viggs äventyr på julafton" с иллюстрациями Йенни Нюстрем вышла в издательстве Хедлунда в 1875 году, была переиздана в 1878 и затем выдержала еще 15 изданий. Первый шаг к превращению неприметного амбарного домового в праздничного вестника был сделан: надо сказать, что в Швеции по древней традиции считалось, что подарки в Сочельник приносит рождественский козел, а домовой был занят тем же, чем и его собрат из русской избы - следил за хозяйством. Он не имел особого отношения к Рождеству, не считая того, что в ночь под Рождество ему обычно выставляли миску каши в награду за верную службу. У Рюдберга же гном-домовой напрямую взялся за раздачу подарков.

Своеобразным напоминанием о том, откуда есть пошла традиция веселых юльтомте, служит дом в Гетеборге, принадлежавший Свену Хедлунду. Стены дома украшены забавными фресками, на которых гномы вовсю трудятся над выпуском очередной газеты.





  


Сотрудничество Йенни Нюстрём и Виктора Рюдберга было продолжено иллюстрациями к его знаменитому, ставшему классикой стихотворению "Ниссе" о маленьком домовом, который один не спит в зимнюю ночь. Йенни строго следовала инструкциям Рюдберга: "наши шведские домовые носят серую одёжку", и герой стихотворения выглядит скромно и непритязательно. Но Йенни добавила его облику трогательную мягкость, несвойственную традиционному "избяному дедке". И даже больше - она дала хранителю домашнего очага лицо своего отца. Впоследствии внешность томте у Нюстрем практически не претерпела изменений, всегда оставаясь маленьким напоминанием о родном доме.




В новогоднем рисунке 1884 года три существа в колпачках усердно толкают полные сани подарков. Это уже не домовые, а самые настоящие рождественские гномы, без которых теперь немыслимо шведское Рождество. Именно поэтому Йенни Нюстрём нередко называют "мамой рождественского гнома".


    


Со временем образ домового в работах Нюстрём менялся, пока не превратился в знакомого каждому шведу сказочного кроху.


    


В Королевской академии Йенни Нюстрём проучилась 8 лет, закончив курс в 1881 году с блестящим успехом: ее дипломная работа на исторический сюжет "Юный Густав Васа перед королем Гансом" получила Золотую медаль академии. Впервые в истории академии столь высокая награда была присуждена женщине. Помимо медали Йенни получила две тысячи шведских крон из специального фонда для продолжения обучения. На эти деньги Йенни смогла в конце 1882 года отправиться в Париж и поступить в академию живописи Коларосси. Занятия в ней вели те же преподаватели, что и в национальной Академии художеств, в которую, в отличие от академии Коларосси, женщин не допускали.




1882 год ознаменовался также в жизни Йенни выходом еще одной книги с ее иллюстрациями, которую без преувеличения можно назвать основополагающей. "Книга для детской", содержавшая наиболее популярные детские стишки и песенки, стала первой подлинно национальной книжкой-картинкой, иллюстрации и тексты в которой целиком принадлежали уроженцам Швеции. И хотя книжка-картинка родилась не в Швеции, в детской литературе этой страны она все же стала самобытным явлением, благодаря оригинальным работам Йенни Нюстрём, Оттилии Адельборг, Эльсы Бесков, Йуна Бауэра, вошедшим в каждый шведский дом.


  
  



  


В Париже Йенни продолжала сотрудничать с иллюстрированными изданиями, но первым настоящим успехом для нее стало участие в знаменитом ежегодном Парижском художественном салоне. Выставленный на нем автопортрет Йенни Нюстрём заметили и оценили.





Не надо думать, что Йенни Нюстрём была этаким "синим чулком", сосредоточенным исключительно на художественной карьере. Еще в Стокгольме Йенни вела довольно активную светскую жизнь, а в своей студии она устраивала ежемесячные вечеринки, в которых охотно принимала участие молодежь из околохудожественных кругов. Тогда же, на студенческом концерте Йенни познакомилась со своим будущим мужем, Даниэлем Ступендаалем, членом известной в Швеции семьи художников. Правда, сам Даниель выбрал для себя профессию медика. Пара обручилась в 1884, когда Йенни уже училась в Париже, а свадьба состоялась спустя три года, после ее возвращения на родину.

Вернувшись в 1886 году в Швецию, Йенни обратилась к известному издателю Альберту Бонньеру с предложением выпускать нарядные почтовые открытки, ставшие к тому времени весьма популярными во Франции. Бонньер не проявил интереса, но Йенни проявила настойчивость, обратившись в издательский дом Акселя Элиассена, который и выпустил в 1887 году первые шведские открытки по эскизам Йенни Нюстрём с сюжетами из известных сказок. Сейчас они занимают почетное место в экспозиции Музея почты в Стокгольме.


  
  


В 1893 году у Йенни и Даниэля родился сын Курт. К несчастью, Даниэль Ступендаал с юности страдал болезнью легких. Слабое здоровье помешало ему получить медицинский диплом и заняться врачебной практикой. Все заботы о содержании семьи легли на плечи жены. Йенни, привыкшей со студенческих времен зарабатывать себе на жизнь, пришлось утроить усилия. Выручали открытки, они поистине оказались счастливой находкой. Рождественские, пасхальные, поздравительные - они выходили из-под кисти Йенни Нюстрём нескончаемым потоком. Вскоре она стала самым популярным автором "открыточного жанра". Да, в этом было много от ремесленничества, и критика нередко упрекает работы Нюстрём за небрежность и самоповторы. Тем не менее, Йенни по мере сил старалась разнообразить свою продукцию. В поздравительные открытки она добавляла символы удачи и процветания - четырехлепестковый клевер, подковы и просто мешки денег.


 
 



 
 



 



  


Традиционные приторно-сентиментальные изображения кошечек и детишек перемежались семейными и светскими сценками, а сказочные гномы проявляли неожиданную техническую осведомленность, прибывая на праздник в автомобилях и самолетах.


 



 



   


Йенни Нюстрём всегда испытывала живой интерес к техническим новинкам, не теряя при этом женственности и некоторого кокетства: портреты и семейные фотографии выдают ее склонность к эффектным шляпкам, да и ее персонажи с открыток всегда одеты по последней моде, и нарисованные ею сюжетные сценки могут служить своеобразной иллюстрированной энциклопедией шведского костюма на рубеже столетий.


 
 
 



 
 
 





Сколько всего было выпущено открыток по эскизам Йенни Нюстрём, точно неизвестно; было их великое множество - несколько тысяч, самыми популярными из которых стали открытки к Рождеству и Пасхе. Помимо Швеции, они издавались в Дании, Финляндии, Норвегии, Германии. Но одними открытками художественное наследие Йенни Нюстрём не ограничивается. Были еще иллюстрации для рождественских сборников и иллюстрированных изданий, книги, учебники для начальной школы, песенники, поэтические сборники, календари, книжки-картинки, живопись. Всего Йенни Нюстрём принадлежат иллюстрации к 340 детским книгам, 145 книжкам-картинкам, 35 учебникам, 230 календарей, более 80 романам, 154 дешевым карманным изданиям, а также прочим книгам на исторические, фольклорные, религиозные темы.


 
 



 
 


 


>


Сюда же надо добавить картины и портреты - Йенни никогда не прекращала занятия живописью. Курт Ступендаль вспоминал позднее, что в детстве он больше времени проводил с экономкой, чем с матерью, которая была слишком занята заказами и не могла уделять много вниманию сыну. Увы, Йенни Нюстрём не могла позволить себе передышки: забота о содержании семьи по-прежнему лежала на ее плечах. Даниэль Ступендаал, как мог, помогал жене, взяв на себя коммерческие и издательские дела.


  



 
 
 



    


Заметным достижением стал цикл иллюстраций к "Хижине дяди Тома". Книга вышла в 1895 г. в гетеборгском издательстве Хедлунда, том самом, где была издана самая первая книга Йенни Нюстрём. Сентиментальность и определенная условность образов, созданных Йенни Нюстрём, как нельзя лучше соответствовали атмосфере романа Бичер-Стоу, что подтвердило международное признание: всего через 2 года "Хижина дяди Тома" с иллюстрациями Нюстрём была опубликована за океаном. Не остались в стороне и европейские издатели. В сообществе показывали раннее советское издание "Хижины дяди Тома", в котором использованы иллюстрации Нюстрём.


  
  



  
  



  
  



  


Из других своих работ в книжной иллюстрации сама Йенни выделяла сборник народных сказок и легенд "Ur folksagans rosengårdar" (1898) и роман Ульрика Уланда "Carl Michael Bellman och Ulla Winblad" (1907), рассказывающий о жизни шведского поэта и композитора Карла Беллмана.


  
  


Йенни Нюстрём прожила очень долгую жизнь, до последних своих дней не бросая кисти и никогда не жалуясь на судьбу. Ее поразительная трудоспособность сочеталась с живым и добрым вниманием к окружающему миру, красоту которого она стремилась подарить и детям, и взрослым. Скончалась Йенни Нюстрём в 1946, на девяносто втором году жизни.




В музее ее города детства, Кальмаре, открыта постоянная экспозиция, рассказывающая о жизни и творчестве художницы. Там можно увидеть выкупленные музеем дипломную картину Йенни и ее парижский автопортрет, некоторые другие работы маслом и акварелью, оригиналы иллюстраций к "Хижине дяди Тома", эскизы открыток, шкафчик книг с ее работами, на самом видном месте в котором, конечно же, изображения рождественских гномов.

















  






  


















  




тема: праздники, о художниках, nystrom jenny, открытки, детская литература Швеции

Previous post Next post
Up