А.Волков "Путешественники в третье тысячелетие"
Детгиз 1960
Рис.Г.Чижевского
формат 60x92 1/16
Александра Волкова мы знаем прежде всего как автора "Волшебника Изумрудного города". Хорошо известны и его исторические повести. Эта книга - иная. Она о школьниках, обычных 12-13-летних ребятах из сельской школы. Примерно на две трети - это обычная школьная повесть, написанная в форме дневника и вполне традиционная по содержанию. Время и место действия четко определены с самого начала: 1951 год, казачья станица Больше-Соленовская. Вся обстановка книги подчеркнуто мирная и благополучная. Война не забыта, нет, но время преодоления оставлено в прошлом, и помыслы автора и его героев устремлены в будущее,
которое, конечно же, будет прекрасным.
Уже сейчас к станице приблизилась Великая Стройка, и юные "путешественники в третье тысячелетие" наблюдают первые этапы поразительных свершений, в которых им со временем предстоит принять деятельное участие.
Кстати, название книги позаимствовано из
статьи академика В.Обручева, опубликованной в 1954 году и обращенной к школьникам - ведь именно они своими глазами увидят третье тысячелетие, смогут приложить свои силы к дерзновенным планам: продлить жизнь, победить старость и болезни, поставить на службу человеку все силы природы, укротить природные катастрофы, синтезировать новые вещества, преобразовать земную поверхность и научиться управлять климатом.
Начало уже положено: Волго-Донской канал вплотную подошел к станице. Строительству канала, мощным механизмам и знатным экскаваторщикам отводится оставшаяся треть книги. Герои-школьники непосредственного участия в прокладке канала не принимают, им хватает других занятий: учеба, помощь отстающим, борьба с религиозными пережитками, работа по дому, рыбалка и походы. И хотя описываемая жизнь изрядно идеализирована, эта часть книги читается легко, с интересом, а детские персонажи получились живыми и симпатичными.
* * *
* * *
* * *
>
* * *
Страничка с учительницей-англичанкой заставила меня вспомнить рассказ Л.Жарикова
"Пашка Огонь", о детях и взрослых, оказавшихся в самом центре революционного хаоса на чужой земле.
Станица готовится к переезду - эти места идут под затопление.
Ну а пока они еще на поверхности, члены археологического кружка отправляются на раскопки Атаманского кургана - и им сопутствует удача! Найденное захоронение, по совету учителя, ребята исследуют вместе с профессиональными археологами, но часть находок получает школьный музей.
После газетной публикации музей получает широкую известность, и новые поступления текут рекой. Даже ведущие музеи страны делятся со школьниками частью своих коллекций.
Этот эпизод не столь уж невероятен, как может показаться. Можно вспомнить представленную в Музее документальную книгу А.Шрама
"Спутники семилетки" выходят на орбиту" об образцовом пионерском отряде - "спутнике семилетки". Ребята вели активную внеклассную работу, создав в том числе внушительный Музей космической славы. Но, похоже, был у станичного музея из повести Волкова и вполне реальный прототип -
музей в селе Пархомовка.
Разумеется, ведущаяся гигантская стройка занимает воображение ребят. Тем более, что жизнь и школа не устают напоминать им об этом. Старший брат Гриши уходит работать на строительстве канала, для школьников устраивают
выездную экскурсию. Повсюду царит восторженное ожидание скорого завершения работ.
Стоит вспомнить, что подобная праздничная атмосфера великой коммунистической стройки описана в повести Льва Кассиля "Чаша гладиатора". В ней тоже безводный шахтерский городок с нетерпением ждет, когда на его месте разольется рукотворное море и, кажется, не слишком переживает, что его прошлое, его история, свидетельства чьих-то жизней уйдут под воду.
"- А Гидрострой? К нам же воду скоро подведут. Разве не знаете? <...>
- Вот вода подойдет… Когда воду пустят… Придет вода… Вот будет вода… Тогда уж… - Во всех разговорах, во всем, что делалось в те дни в Сухоярке, было теперь это короткое, как стук капли, и раздольное, словно океан, слово «вода». Школа имени Тулубея находилась на самом высоком месте, на вершине холма, от подножия которого уже стелилась степная равнина, готовившаяся стать дном водохранилища"
В повести Кассиля Гидрострой - второстепенная сюжетная линия, но и в ней отдельная глава посвящена школьной экскурсии на стройплощадку:
"Трасса канала, уходившая и впрямь, как казалось, на самый край земли; откосы котлованов; уже почти готовые камеры шлюзов; гребни плотин, подпиравших вчера еще маленькие ручейки, сегодня уже разлившиеся в озера; огромные краны, как телескопы, нацеленные в небо; неумолчный грохот работы, которой были заняты тысячи людей на таком пространстве, что и глазом не охватишь, бескрайнее столпотворение это совершенно оглушило и захватило школьников. Все вокруг них было в движении. Здесь что-то громоздилось, там низвергалось…
Откуда-то доносились звенящие взвизги электрической пилы. Ухала земля от ударов копра, вбивавшего сваи. Как петухи во дворах, перекликались маленькие горластые паровозы. Громоздкие грузовики-самосвалы, выворачивая рубчатыми скатами целые вулканы грязи, елозили в вязких глинистых колеях, надрывно рыча и взвывая. Из их
железных вздыбленных опорожняемых ванн, ссыпаясь, грохотал гравий. Во все стороны тянулись провода, шланги. Стучали, частили какие-то движки. Ребят больше всего поражало, что в этой чудовищной путанице балок, железа, прутьев, в этом страшном ералаше звуков люди, видно, знали каждый, что надо делать, куда идти, за что браться. И постепенно становился ясным порядок и строгий черед всего, что творилось вокруг. И оказалось, что беспорядок уже не так безнадежен и, несомненно, все тут в конце концов, если разобраться, имеет свое место и
направление.
Похожий не то на увеличенную в миллионы раз масленку с тонким горлышком, которой смазывают машины, не то на исполинского гуся, переминаясь с лапы на лапу, смещался на глазах у ребят шагающий экскаватор. Из занесенного к самому небу клюва свисал и как будто вытягивался трос с качавшейся внизу необъятной люлькой. Гигантская горсть ковша вонзалась в землю, заграбастывала ее, уносила по воздуху на огромное расстояние, там разжималась и сыпала вниз камни, комья земли, щебенку.
И мальчишки, конечно, хвастались друг перед другом своей технической
осведомленностью и определяли мощность экскаватора и задавались, что им знакомы
все машины."
Обе книги написаны в одно время и, возможно, по заказу "сверху", хотя книга Кассиля все же совсем o другом.
У Волкова, надо признать, описания великой стройки скучны и безжизненны, словно в текст художественного повествования бесцеремонно вклеили газетные передовицы.
Заключительные главы откровенно официозны: приказы, указы, планы, корреспонденция с места...
>
Неудивительно, что повесть Волкова была забыта читателем. В ряду многочисленных школьных повестей она смотрится достаточно скромно, оставаясь продуктом и свидетельством своего времени.