Еще от Пушкинского заповедника и книг Гейченко о нем осталось впечатление, что главное в таких местах - дыхание природы. И удивительно, как музейные сотрудники к этой природе бережно, заботливо относятся - к каждому деревцу, к каждому живому обитателю. И книга Езерской о Ясной Поляне вроде бы не сосредоточена вокруг великого имени. Она скорее о том большом природном доме, в котором всю жизнь провел Толстой, а теперь обитает новое поколение яснополянских ребятишек. Галина Павловна Езерская была научным сотрудником Музея-усадьбы Л.Толстого. В Интернете можно найти письмо, с которым обратился к ней, как начинающему писателю, в 1957 году С.Я.Маршак (за 10 лет до книги с иллюстрациями Брея): "Дорогая Галина Павловна, Простите, что так долго не мог написать Вам по поводу Ваших рассказов. В каждом из них есть что-то живое, теплое, настоящее. Может быть, следовало бы позаботиться о том, чтобы придать этим маленьким очеркам хотя бы некоторое подобие сюжета. Во всяком случае, надо стремиться к тому, чтобы у читателя все время возникал вопрос: а что будет дальше? Даже самый простой очерк надо строить так, чтобы слов было поменьше, а действия побольше. Рассказов о животных издательства и журналы получают очень много, и далеко не все редакторы умеют разбираться в том, что в них хорошо и что плохо. Обилие такого рода литературы повышает требования к автору. Мне кажется, что Вам удастся добиться большей лаконичности, яркости и сюжетной законченности, если будете еще строже относиться к тому, что делаете. Приходилось ли Вам когда-нибудь рассказывать что-нибудь детям - не только одному ребенку, а целой группе детей? Это очень полезный опыт для детского писателя. Импровизируя устные истории, автор освобождается от излишней книжности, скованности, учится строить рассказ так, чтобы у него было и занятное вступление, и напряженное развитие действия, и естественная концовка, вполне удовлетворяющая маленького слушателя. В ближайшее время я, вероятно, уеду лечиться, но писать Вы мне можете по моему московскому адресу. Письма мне будут пересылать. А если Вам случится через некоторое время быть в Москве, я буду очень рад поговорить с Вами лично. Вероятно, это Вам больше даст, чем моя письменная рецензия. Перед отъездом я попытаюсь показать Ваши рассказы одной из редакций. Крепко жму Вашу руку. Поцелуйте за меня Вашу дочку Маринку, с которой я давно знаком по фотографиям. Искренне уважающий Вас С. Маршак". Обратите внимание, в письме упомянута дочь Езерской Марина, она героиня и "Первого снега". Очень трогателен Тим, глазами которого мы видим все вокруг, трогательны его словечки, подхваченные у бабушки: Не хочет просыпаться ранним утром, когда за окном темно: "Не хочу, еще несусветно!" Или предупреждает бабушку: "Только ты мне не помогай! Я хочу совсем беспомощно!" А при стирке приговаривает: "Сначала чулки постираем, а потом дырки..." И очень забавно греет живот о батарею, поев снегу, и просит маму перевернуть его и вылить воду, ведь снег внутри, наверно, совсем растаял.
И книга Езерской о Ясной Поляне вроде бы не сосредоточена вокруг великого имени. Она скорее о том большом природном доме, в котором всю жизнь провел Толстой, а теперь обитает новое поколение яснополянских ребятишек.
Галина Павловна Езерская была научным сотрудником Музея-усадьбы Л.Толстого. В Интернете можно найти письмо, с которым обратился к ней, как начинающему писателю, в 1957 году С.Я.Маршак (за 10 лет до книги с иллюстрациями Брея):
"Дорогая Галина Павловна,
Простите, что так долго не мог написать Вам по поводу Ваших рассказов.
В каждом из них есть что-то живое, теплое, настоящее. Может быть, следовало бы позаботиться о том, чтобы придать этим маленьким очеркам хотя бы некоторое подобие сюжета. Во всяком случае, надо стремиться к тому, чтобы у читателя все время возникал вопрос: а что будет дальше? Даже самый простой очерк надо строить так, чтобы слов было поменьше, а действия побольше.
Рассказов о животных издательства и журналы получают очень много, и далеко не все редакторы умеют разбираться в том, что в них хорошо и что плохо.
Обилие такого рода литературы повышает требования к автору.
Мне кажется, что Вам удастся добиться большей лаконичности, яркости и сюжетной законченности, если будете еще строже относиться к тому, что делаете.
Приходилось ли Вам когда-нибудь рассказывать что-нибудь детям - не только одному ребенку, а целой группе детей? Это очень полезный опыт для детского писателя. Импровизируя устные истории, автор освобождается от излишней книжности, скованности, учится строить рассказ так, чтобы у него было и занятное вступление, и напряженное развитие действия, и естественная концовка, вполне удовлетворяющая маленького слушателя.
В ближайшее время я, вероятно, уеду лечиться, но писать Вы мне можете по моему московскому адресу. Письма мне будут пересылать. А если Вам случится через некоторое время быть в Москве, я буду очень рад поговорить с Вами лично. Вероятно, это Вам больше даст, чем моя письменная рецензия.
Перед отъездом я попытаюсь показать Ваши рассказы одной из редакций.
Крепко жму Вашу руку. Поцелуйте за меня Вашу дочку Маринку, с которой я давно знаком по фотографиям.
Искренне уважающий Вас
С. Маршак".
Обратите внимание, в письме упомянута дочь Езерской Марина, она героиня и "Первого снега".
Очень трогателен Тим, глазами которого мы видим все вокруг, трогательны его словечки, подхваченные у бабушки:
Не хочет просыпаться ранним утром, когда за окном темно: "Не хочу, еще несусветно!"
Или предупреждает бабушку: "Только ты мне не помогай! Я хочу совсем беспомощно!"
А при стирке приговаривает: "Сначала чулки постираем, а потом дырки..."
И очень забавно греет живот о батарею, поев снегу, и просит маму перевернуть его и вылить воду, ведь снег внутри, наверно, совсем растаял.
Reply
Reply
Reply
Leave a comment