Помещаю сценарий занятия с детьми по тематике детских книг и художников-иллюстраторов. Просьба тем, кому это интересно, дать обратную связь о том, как написан этот сценарий, какой отклик он может получить у детей, и вообще как можно было бы рассказать об избранной мной теме (представление Кота в сапогах в иллюстрациях) лучше.
Это мое первое занятие, вернее его часть, которую я провела в январе этого года в детском саду для детей с ослабленным зрением (район Строгино, Москва). На занятии было 28 детей.
Кот в сапогах
(сценарий занятия для детей 5-6 лет)
Задачи:
познакомить детей с иллюстрациями к сказке «Кот в сапогах» художников Г.А.В. Трауготов, А. Кокорина, У. Крейна, а именно изображением на них Кота в сапогах;
научить детей отличать манеру подачи одного и того же героя, сюжета разными художниками;
познакомить детей поближе с такими понятиями, как иллюстрация, портрет, персонаж, костюм;
научить детей соотносить изображенное на иллюстрации с текстом произведения;
побудить детей заглянуть в свой собственный мир, ориентироваться на свое чутье и видение; увидеть своего Кота в сапогах
Материалы:
2 настенные картины из папки «Ш. Перро. Сказки. Ил. Г.А.В. Траугот» (в добавление к ним - репродукция пейзажа, натюрморта и парадного портрета какого-нибудь сановника, вельможи)
Перро Ш. Кот в сапогах / Ил. А. Кокорин
Открытки к сказке «Кот в сапогах» У. Крейна (и/или книга с иллюстрациями У. Крейна)
Портрет Шарля Перро
Далее идет описание того, что было задумано, что осуществлено, сказано, показано. И мысли и идеи, которые пришли уже после.
Итак, волнуясь, стою перед столиком с книжками Ш.Перро.
- Ребята, вы знаете, как называются картинки в книжках? (Один мальчик ответил: иллюстрации.) Правильно, молодец.
Кто из вас любит рисовать? Поднимите руку. (Все подняли активно.)
Все любят. Замечательно. (Радостно удивляюсь.) Как вы думаете, легко ли рисовать иллюстрации? (Хором: нет, трудно.)
А что нужно, чтобы рисовать иллюстрации? (Перечисляют: краски, бумага, точилка, ластик, баночка и т.д. Повторяются. Выделяются несколько детей. Одна девочка, перечисляя, привстает от старания со своего стула. Так что в этом месте детей приходится остановить в их рвении перечислять материалы для рисования.)
Да, правильно. Молодцы. (Зажимаю пальцы левой руки.) А еще нужно? (Начинаю зажимать пальцы правой.) Нужно:
- много знать;
- иметь фантазию, воображение, уметь придумывать, представить то, что надо нарисовать;
- уметь хорошо читать, причем читать внимательно, вдумчиво.
Видите, как много надо еще. (Пауза.) Ребята, эти навыки и умения, что я перечислила, хорошие, полезные? Пригодятся нам с вами в жизни? (Соглашаются. Слышны возгласы.)
А книжки с картинками, детские книжки помогут их нам приобрести? (Соглашаются: да.) Тогда прямо сейчас и начнем. Давайте подробно рассмотрим иллюстрации, картинки к сказке «Кот в сапогах». Вы читали эту сказку? (Не помню, задала я этот вопрос или нет.) Посмотрите, ребята, сколько много книжек перед вами с этой сказкой. (Трогаю книжки на столике.) Вот... вот... вот... Ребята, как вы думаете эти иллюстрации нарисовал один художник или разные? (Отвечают голоса: разные.) А почему, как вам кажется? (Дети отвечают, что разные картинки.) Да, правильно. Потому что все иллюстрации на них разные. И все коты разные. Нет ни одного кота, похожего на другого.
Ребята, а как вы думаете, какой персонаж кот в сапогах - злой или добрый? Хороший или плохой? (Раздаются голоса: добрый. Один мальчик говорит: злой. «Он черный». Вмешивается воспитательница и спрашивает: «Разве злой?» Мальчик говорит, что он где-то видел черного кота. Воспитательница помогает ему выяснить, что этот кот был из другой сказки. Я тоже обращаюсь к мальчику: «Почему тебе показалось, что злой?» Разговор сводится к тому, что мальчик видел другого кота, и все-таки кот в сапогах добрый.) Да, правильно добрый. Послушайте, какой конец своей сказке написал Шарль Перро. (Зачитываю с листка.)
Премило украшает детство
Довольно крупное наследство,
Сынку врученное отцом.
Но кто наследует умелость,
И обходительность, и смелость -
Вернее будет молодцом.
- Какие качества у своего героя - кота в сапогах - назвал Шарль Перро? Умелость, обходительность и смелость. Вот положительные качества.
Вместо этой цитаты вначале я думала так сказать: «Почему он положительный герой? (Дети должны были ответить. Без этого не получилось обратного отклика от детей.) Потому что помог своему бедному хозяину - он стал маркизом Карабасом, то есть знатным и богатым, женился на дочери короля. А себе помог кот? (Дети опять должны ответить.) Да, конечно, ведь вначале хозяин хотел его съесть, но кот попросил у него сапоги и сам пошел добывать себе, а заодно и хозяину, пропитание, познакомился с королем и спас себя не только от смерти, но и сам стал важным господином».
Но прочитав цитату, забыла про это простое пояснение и чувствую, что не поддержан контакт с детьми (т.е. нет ощущения, что до детей дошло то, о чем я им сказала только что про положительные качества Кота).
- А теперь давайте рассмотрим иллюстрации поближе. (Выхожу из-за столика, с волнением из-за того, что нет полной ясности того, о чем надо сказать, и теряясь в мыслях о том, как буду описывать иллюстрацию, беру настенную картину «Кот в сапогах - портрет», подхожу к детям и показываю им вблизи.)
Перед нами настоящий портрет, а не просто иллюстрация.
Здесь, вместо того, чтобы сразу называть иллюстрацию портретом, можно спросить детей:
- Ребята, а кто из вас знает и скажет мне: это пейзаж, натюрморт или портрет? (Портрет показать пока издалека, с выставки.) Почему? Потому что здесь мы видим персонаж. Не природу, не город, не лес, не поле, не горы, не букет цветов или корзинку с фруктами или что-то еще, стоящее на столе. (Дополнительные вопросы: Что изображено на пейзаже? А что мы видим на натюрморте? Можно захватить с собой и показать им для этого случая натюрморт и пейзаж: «Это натюрморт или пейзаж?») А персонаж - кто это такой? Это человек. Ребята, скажите мне, а кого художники нарисовали на этом портрете? Давайте приглядимся поближе. (Поднести картину для просмотра поближе к детям.) Да, кота. (Изобразить удивление.) А похож он на человека? Похож. Очень даже похож. Чем, ребята? (Здесь дети и должны начать перечислять чем. А ведущий уточняет увиденное ими, поправляет, добавляет.) Кот стоит перед нами во весь рост, как человек. На нем человеческая одежда: сапоги со шпорами на высоких каблуках, модный берет, красный плащ, камзол. В лапке-руке трость. Как вы думаете, если бы так был одет человек, он был бы бедный или богатый? Крестьянин, простолюдин или знатный вельможа? Сын мельника мог бы быть так одет? Ребята, а кто ходит с тростью? (Дети говорят.) Но не только старенькие. А еще раньше, и во время Шарля Перро с палочкой, да не простой - а с красиво украшенной, дорогой - ходили знатные люди, господа.
Итак, теперь мы видим, что на портрете может быть изображен человек или, как здесь, очеловеченное животное. Художники нарисовали кота, будто человека. А по его внешнему виду, богатой одежде, горделивой осанке, торжественной позе мы узнаем в нем важного сановника - какого-нибудь маркиза или барона; знатного вельможу, господина.
Для себя делаю вывод: чтобы не терять живую связь общения, особенно выступая перед новой, незнакомой аудиторией, надо постоянно вести речь в режиме диалога, задавать вопросы, искать, выуживать уже усвоенное детьми, знакомое, известное им и опираться на это, отталкиваться от этого. То есть поддержать то, с чего я начала свое выступление, на протяжении всего времени.
- Посмотрите, какой здесь изображен кот. (Дети что-то говорят, но я плохо запомнила.) (Читаю цитату (конец сказки): "Кот стал знатным вельможей и с тех пор охотился на мышей только изредака - для собственного удовольствия".)
Как одет кот? (Дети называют, я подхватываю.) Этот кот - аристократ, сановник. На нем красные красивые сапоги на высоких каблуках, со шпорами, модный красный плащ, камзол, берет сдвинут на одно ухо. (Девочка говорит, что в руке у него … - называет какой-то предмет, я не запомнила. Я поправляю.) Это трость. У Кота высокий стоячий воротник. Посмотрите, как важно держит себя. Он худой, поджарый. Даже синие полоски на лиловом камзоле чем-то напоминают скелет, ребра скелета. Таким образом художники подчеркивают его аристократическую худобу.
Чтобы для детей все описываемое было наглядно, нужно рядом с портретом Кота поставить старинный парадный портрет (один или несколько) какого-нибудь знатного человека. В этом месте был замысел показать для сравнения портрет Людовика XIV из книги про Шарля Перро, но я забыла.
- А теперь давайте посмотрим еще на одну иллюстрацию из этой книги. (Беру 2-ю настенную картину Г.А.В. Трауготов.) Ребята, что изображено здесь? Какой эпизод сказки? Что делает кот, как вы думаете? (Дети высказывают свои мнения. Раздаются разные голоса. Среди них несколько голосов правильно называют сюжет.) Правильно, молодцы! Да, кот прибежал на поле. И пугает крестьян. Как он поднял вверх лапы. Да, он кричит. Посмотрите, какое огненное зарево у него за спиной.
Ребята, а как вы думаете, когда происходит действие сказки? Днем или ночью. (Раздаются разные голоса.) Конечно, днем. Но художники нарисовали так, как будто ночь. Посмотрите, какие темные краски: черная, бордовая, темно-синяя, темно-зеленая, лиловая, фиолетовая. Нам словно приходится угадывать в этой темноте, что там нарисовано. Присматриваться. Это тоже придумали художники. Они такой увидели эту сказку. Немного страшной. Правда?
А теперь (беру книгу с иллюстрациями А. Кокорина и раскрываю форзац, показываю детям ближе) посмотрите иллюстрации другого художника - Анатолия Кокорина. Из темной ночи мы переносимся в светлый день. Какие здесь краски? (Дети называют. Перечисляют цвета. Девочка, стоящая рядом, описывает картинку, пристально уставившись в нее: домики, крыши и т.д.) Да, светлые краски. Зеленый, желтый, яркие нарядные красные крыши, голубое небо с белыми облачками. Радостное, веселое настроение.
- А какого Кота изобразил художник? (Раскрываю последний разворот.) Посмотрите, какой он. (Дети говорят, что добрый.) Какой он толстый. Сидит на кресле и даже не может встать с него. Как ему тяжело будет это сделать. Посмотрите, как он одет. (Дети называют цвета сапогов - здесь они желтые и проч.) Воротник весь в складках, такой широкий. Кот словно утопает в нем. Большая шляпа, пышное перо. А рядом с ним? Где он сидит? Вот бочки с вином или пивом. Любимые кушания: окорока, мышки висят. А в руке что у него. (Дети говорят: стакан.) Кружка с пивом. (Веселая реакция воспитателей: у нас антиалкогольная пропаганда. Я понимаю, что дети никогда не видели кружку с пивом и не знают, что за кружка в руке Кота. Попутно мне помогает библиотекарь, подтверждая мои слова о том, что Кот стал толстый и даже мышей ловить теперь не сможет - ему тяжело это будет сделать.)
Думаю, хорошо будет спросить в конце рассказа про Кота Трауготов: Ребята, почему Кот перестал ловить мышей? Потому что он стал знатным сановником. Ему не до этого. У него теперь другие важные дела. Он теперь не может потерять свое лицо и опуститься до занятия обыкновенного кота.
И после рассказа о Коте Кокорина задать тот же вопрос. Но ответ будет другой. Потому что он стал толстым, неповоротливым, ленивым. Он объелся. Ему даже встать будет тяжело.
- А эти иллюстрации нарисовал английский художник Уолтер Крейн. (Показываю иллюстрации Крейна.) Он жил очень давно. Более ста лет назад. Посмотрите, какой здесь кот? Это уже не такой очеловеченный кот, которого мы видели только что. (Еще раз обращаю внимание на иллюстрации Г.А.В. Трауготов.) Посмотрите на этого кота: если бы мы приклеили сюда вместо кошачьей головы человеческую и убрали хвост, то увидели бы самого настоящего человека. А здесь художник нарисовал нам самого обыкновенного черного кота. (Листаю книгу.) Везде, на всех картинках художник передает кошачьи движения: вот стоит самый обыкновенный кот, которых вы можете увидеть на улице. Кто-нибудь видел такого кота? (Дети отвечают.) А вот здесь кот встал на задние лапы. Здесь он лежит и ловит добычу. Так может лечь только кот - правда? Человек так не ляжет. Что же в нем сказочного? Только сапоги. Правильно, ребята? (Библиотекарь помогает, обращаясь к детям и подтверждая слова о том, как реалистично нарисован этот кот. В этом месте я немного переживаю: может быть, я не доходчиво говорю, если она тоже объясняет им. Или тяну.)
Но художник задумал немного поиграть. Сейчас я вам покажу вот такую картинку. (Показываю кота, надевающего сапоги.) Ребята, посмотрите, что вы видите? (Дети говорят.) Кот надевает сапоги! Разве может такое быть? Кто-нибудь из вас видел, как кот надевает сапоги? Своими собственными лапками. Нет, конечно. Это художник выдумал. Представляете, как сложно было придумать такое! Что никто никогда не видел. Здесь художнику помогла фантазия, воображение.
Ухожу опять за стол, откуда начала свой рассказ.
- Ребята, вот мы с вами видели иллюстрации разных художников, таких разных Котов в сапогах. А почему они такие разные? (Раздаются голоса. Один мальчик говорит: фантазия. У них разная фантазия.) Правильно, молодец. Да, потому что у каждого художника свой внутренний мир, свое видение, свои глаза. Как и у каждого из вас. Каждый может увидеть и нарисовать такого кота, которого видит только он. А чтобы увидеть его, мы соберем сейчас все эти книги, иллюстрации, картинки (собираю их со стола), а теперь закройте глаза. (Дети закрывают.) И попробуйте представить себе Кота в сапогах. Раз... два... три... четыре... пять... (медленно считаю). А теперь откройте. Удалось представить?
Придите домой, попросите маму, папу, бабушку, брата... почитать или поставить диск, кассету с записью этой сказки. Внимательно послушайте, прислушайтесь к сами себе, попытайтесь представить увидеть Вашего кота в сапогах и нарисовать. (Тут присоединяются библиотекарь, воспитатели к моим словам. Говорят о рисунках. Что потом они устроят выставку и т.п. Библиотекарь спрашивает, кто из ребят представил себе кота в сапогах и хочет рассказать о нем. Сначала кто-то описывает с места. Потом библиотекарь просит выйти девочку. Она выходит и описывает своего кота. Он будет белый и одет... - описывает внешние атрибуты. Я спрашиваю: почему ты решила сделать его белым. Библиотекарь и она говорят, что так нравится. Замечательно.)