О книге и о писателе

Feb 08, 2011 21:15

Я уже писала, как любила ленинградский журнал "Искорка" и с какой нежностью отношусь к писателям моего детства. А сегодня хочу вспомнить вот о ком. В "Искорке" в начале 60-х печатались рассказы о детях, стремящихся в космонавты (да, родители - в папанинцев, мы - в космонавтов играли), под общим названием "Кому лететь?" Плохо помню сюжеты, но какой -то был веселый и озорной лад у этих рассказов. И автора почему-то запомнила - Илья Туричин. А потом, когда училась во втором или третьем классе, нас познакомили с новым произведением писателя - сказкой о войне "Крайний случай". Эту повесть-сказку о русском Иване, победившем фашизм и застывшем в Трептов-парке, включили в список внеклассного чтения. Вскоре книжка вышла вторым изданием, тут мне ее, конечно же, купили.





В общем, было у матери три сына. Но грянула война... И вот пора младшему Иванушке землю русскую защищать. А на прощание дает ему мать полкаравая хлебного "на крайний случай". А по оставшейся половинке мать будет знать, что стряслось с сыном.


И сколько раз было трудно, сколько раз казалось Ивану, что вот он, крайний случай, когда пора материнский хлеб съесть, но каждый раз выходил Иван один и со товарищи из, казалось бы, безвыходного положения, так и не разломив каравая. А еще растет Иван не по дням, а по подвигам. Не на одну голову перерос бойцов своего отряда. А фашисты проклятые, чтобы уничтожить Ивана, посылают своего приспешника - Фрица-Рыжего Лиса.
Но вот и война окончена. А материнский хлеб так и остался за пазухой нетронутым. Неужели не было "крайнего случая"? А дальше - трагический конец Ивана и эпический финал сказочной повести. В общем, я тут последнюю главу целиком помещу.






А мне посчастливилось потом побывать на встрече с писателем. На совершенно камерной встрече в читальном зале библиотеки ДК им.Кирова. Пришел черноволосый человек с усами. Говорил, кажется, обо всем. И о войне тоже. Он ведь был фронтовиком. Читал рассказы из "Кому лететь?". А когда в конце спросил, есть ли вопросы, одна шустрая девочка встала и сказала: "А прочтите, пожалуйста, еще рассказ". Туричин засмеялся: "Это не вопрос, а целое предложение". Но прочитал что-то еще.
Наверное, я сейчас вас удивлю. Так бывает, что в детстве обратишь внимание на что-то непонятное - и на всю жизнь некодированным это и остается. Вот у меня декодификация произошла только когда стала риторику преподавать и готовить студентов к устному выступлению.
Туричин перед выступлением сказал юным слушателям: "Я подготовился к встрече с вами, а чтобы ничего не забыть, записал на бумажках. Я вам их раздам, чтобы вы меня контролировали, а то вдруг я что-нибудь да пропущу. И раздал полтора десятка бумажек, на которых были записаны (как я сейчас понимаю) пункты его устного выступления. А после спросил, все ли он рассказал. Рассказал он все!
Сейчас я понимаю, какой это был замечательный педагогический прием концентрации внимания. Наверняка, писатель не первый раз выступал перед детской аудиторией, потому что пункты плана на бумажках говорят как раз о высоком мастерстве устного выступления.
Туричин умер не так уж и давно, в 2001 году. Светлая память светлому писателю!

*Туричин, о писателях, тема: война 1941-45 гг., Власов В., книги 60-х гг. ХХ в.

Previous post Next post
Up