Федор Каманин "Повести"

Aug 14, 2012 18:28


Федор Каманин "Повести" Детская литература, 1967 рис.Л.Дурасова



Наверное, имя Федора Каманина мало что вам скажет. Хороший негромкий писатель, скромные хорошие книги - мало ли таких... А вот мальчишки двадцатых зачитывались его приключенческой повестью "Ванька Огнев и его собака Партизан".

Ванька - деревенский парнишка, сирота и бедняк, который в Гражданскую войну становится красным разведчиком и лихим воякой. Во всех делах его сопровождает преданный и умный пес Партизан. А после войны Ванька с Партизаном отправляются в Москву, к самому товарищу Калинину, а от него - в детдом, где они счастливо и мирно живут обычной ребячьей жизнью.




[Еще страницы]





































Написан "Ванька" легко, с юмором, живым языком и больше всего напоминает байки на сельских посиделках: не любо - не слушай, а врать не мешай. Знавшие Каманина неизменно отмечают, что он был превосходным рассказчиком, балагуром, унаследовавшим умение увлечь слушателя от отца и деда - настоящая фамилия писателя Васюнин, а Каманин - деревенское семейное прозвище; на брянском говоре "каманить" значило "складно говорить".

Повесть "Ванька Огнев и его собака Партизан" вышла в 1924 году и на волне мгновенного успеха была экранизирована под названием "Ванька и Мститель". Сногсшибательный плакат позволяет предположить, что киношные приключения героев были еще более лихими, чем на страницах повести.


  

Несмотря на свою популярность, "Ванька" вскоре попал под запрет цензуры: за главку “Ванька на приеме у товарища Троцкого” и рисунок, на котором был изображен последний. В переиздании эта глава, разумеется, отсутствует, и Ванька идет за добрым словом и напутствием к "всесоюзному старосте".


Самого писателя тоже не обошли тяжкие испытания. Хотя сначала его литературная карьера складывалась удачно. Федор Георгиевич Каманин (Васюнин), родился в 1897 г. на Брянщине, в деревне с трогательным названием Ивановичи. В 1916 году был призван армию, служил в Ярославле в запасном пехотном полку, после Февральской революции закончил курсы и работал учителем в Ивановичах. В 1922 году уехал в Москву, учился в Высшем литературно-художественном институте. Тогда же вышли его первые рассказы. С 1924 года рассказы и повести Каманина постоянно появлялись в журналах и отдельными изданиями. Но в 1937 году писатель был арестован по доносу, тринадцать месяцев провел в Орловском централе. Освободили Каманина в 1938, когда наркома Ежова сменил Берия. Он вернулся домой истощенным, беззубым, тяжело больным. Потом война, партизанская жизнь и немецкий плен. А по возвращении на родину - "сто первый километр". Пережить все, вернуться к работе помогла человеческая порядочность, помощь друзей, у которых хватило мужества не отвернуться от опального писателя. Об этом нелегком времени рассказано в воспоминаниях дочери писателя, Галины Аграновской.

К писательству Каманин возвращался трудно и долго. В этот сборник 1967 года, вышедший к 70-летию писателя, вошли повести, написанные еще в счастливых для него 20-х годах. Правда, переработанный вариант повести "Мой товарищ" был дописан уже в 1957 году. Повесть эта автобиографическая, о родных Ивановичах и друге детства - ловком, отважном, дерзком Васе Легком, всеобщем любимце, неожиданно крепко сдружившимся с тихим Федей. Рассказывается в ней о старом деревенском быте, уже почти экзотическом, о мальчишеских проказах и первых трудных заработках, а за всем этим - ровное, сдержанное ощущение счастья товарищества, пронесенного через всю жизнь.

Еще одна повесть, входящая в сборник, "Хрустальная ваза", по-моему, - лучшая вещь Каманина. Это простая и на редкость добрая, чистая история деревенской девочки, попавшей на хрустальный завод и обнаружившей удивительную художественную одаренность и тонкий вкус. Это вообще повесть о таланте - таланте к живописи и таланте отзывчивости, оставляющая после себя чувство светлой радости.































Скачать полный текст повести можно здесь.

Стоит упомянуть еще одну повесть Каманина, не вошедшую в этот сборник - она была написана позднее. "Золотой рубин" - тоже повесть о хрустале. Каманин, живший в Дятькове и в юности работавший на хрустальном заводе, всю жизнь возвращался к этой теме. Повесть рассказывает о крепостном мальчике, сыне мастера на хрустальном заводе, о том, как он помог отцу разгадать секрет изготовления необыкновенного стекла - золотого рубина. Секрет нужно вызнать у приглашенного мастера-немца - таков приказ хозяина, генерала Мальцева, не слишком щепетильного в выборе средств промышленного прогресса. Впрочем, мастер Шульц тоже не образец честности, так что генерал не колеблясь следует принципу "вор у вора дубинку украл". А сам процесс производства стекла описан в книге подробно, в лучших традициях детской познавательной литературы.



("Золотой рубин", Детская литература 1970, рис. В.Чапля)

[немного о хрустале]






















Написан "Золотой рубин" увлекательно, но примечателен он прежде всего рассказом о хрустальном заводе и его хозяине. Размах и новаторство Мальцева поражают. Он завел образцовое по тем временам хозяйство. Его крепостные, работавшие на заводе, имели большие усадьбы с хорошими домами, выстроенными за хозяйский счет, со скотиной, огородами и садами, причем Мальцев снабжал их сортовыми саженцами. На праздники работники получали "продуктовые наборы". Был роскошный дом для приезжих, где останавливались инженеры и мастера с других заводов. Был свой музей и училища. Все это Каманин описывает в деталях и с явным удовольствием, но вдруг словно спохватывается, что нахваливает живоглота-крепостника, и поспешно оговаривается, что целью такой "социальной заботы" была лишь прибыль. Впрочем, без подобных оговорок книга вряд ли появилась бы в печати.








>
















Сейчас материалы о "Мальцевской империи" найти нетрудно: вот статья о Сергее Мальцеве, и история Дятьковского завода, и экскурсия по музею хрусталя, и знаменитый хрустальный иконостас. Но Каманин, кажется, первым решился рассказать о неординарном российском "хрустальном короле".

А что же секрет рубинового стекла? Он будет раскрыт, и поможет в этом Сеньке фабричный кот Генерал, прозванный так за сходство в осанке и физиономии с самим Мальцевым.

Бём, Чапля, книги 70-х гг. ХХ в., *К (писатели), книги 20-х гг. ХХ в., Дурасов, книги 60-х гг. ХХ в.

Previous post Next post
Up