В Оденсе есть место, где можно окунуться в старую, старую сказку. Булыжная мостовая уводит в прошлое. Вход пропустить трудно.
Некогда беднейший район города старательно отремонтирован, законсервирован и выставлен на обозрение как хрупкая старинная игрушка. Маленькие разноцветные домики с черепичными крышами и цветочными кустами под окнами выглядят совершенно пряничными. И все-таки это не только туристическая приманка, но и обычный жилой квартал, обитатели которого ничем не отличаются от остальных горожан.
фото в
альбоме В самом центре старого квартала, на пересечении улиц Hans Jensens Strаede и
Bangs Boder стоит дом, в котором родился Андерсен.
Вот он, совсем такой, как на старой открытке.
На самом деле, место рождения Андерсена точно неизвестно: писатель стыдился своего происхождения и неохотно говорил о семье. После того как в 1867 году Андерсену присвоили звание почетного гражданина города Оденсе, местная газета опубликовала репортаж, в котором местом рождения великого земляка был назван этот угловой дом, где некогда жила бабушка писателя с двумя старшими дочерьми. Сам Андерсен никогда не подтверждал правоту газетчиков, то ли искренне не помня место, в котором он провел первые два года своей жизни, то
ли не желая, чтобы его имя связывали с городскими трущобами, где почти треть детей рождалась вне брака. В 1905 году, к столетию писателя, городские власти решили организовать здесь музей. Через 3 года маленькая экспозиция была открыта для публики.
Изнутри дом кажется достаточно просторным. Но во времена Андерсена в нем было три квартиры, в которых проживало около 20 человек. Kомнатушкa, которую занимала семья Андерсена, выходит окнами на Hans Jensens Strаede. Вид из окна такой же, как и 200 лет назад. Ну, почти.
Собственных вещей писателя здесь нет - они собраны в примыкающем к дому музее Андерсена. Внутри воссоздана типичная обстановка жилища городской бедноты начала
19 в.: печь, рабочий стол, кровать, скромные украшения на стенах. Все игрушечно-мелкое, чтобы уместиться в тесных комнатках.
"В 1805 году в городе Оденсе, в бедной каморке проживала молодая чета - муж и жена, бесконечно любившие друг друга. Это был молодой двадцатидвухлетний башмачник, богато одаренная поэтическая натура, и его жена, несколькими годами старше, не знавшая ни жизни, ни света, но с редким сердцем. Муж только недавно
вышел в мастера и собственными руками сколотил всю обстановку своей мастерской и брачную кровать. На эту кровать пошел деревянный помост, на котором незадолго перед тем стоял во время печальной церемонии гроб с останками графа Трампе. Уцелевшие на досках кровати полосы черного сукна еще напоминали о прежнем их
назначении, но вместо графского тела, окутанного крепом и окруженного горящими свечами в подсвечниках, на этой постели лежал 2 апреля 1805 года живой, плачущий ребенок, я - Ганс Христиан Андерсен." (Г.-Х.Андерсен "Сказка моей жизни")
Кровать не просто маленькая, она сидячая - в те времена спать с высоко подоткнутыми под спину подушками считалось полезным для здоровья. Заодно экономились материалы и жилое пространство.
Дед Андерсена, Андерс Хансен был выходцем из крестьян. Он работал сапожником - эту же профессию унаследовал его сын, отец писателя - и зарабатывал достаточно, чтобы купить маленький домик. К несчастью, вскоре у сапожника Хансена помутился рассудок. Семья впала в нищету. В детстве Андерсен панически боялся визитов душевнобольного деда и до конца жизни им владел страх потерять рассудок. Бабушка по матери была и вовсе беднейшей из бедных. Все три ее дочери были рождены вне брака, за что ее даже приговорили к заключению на хлебе и воде в городской ратуше. Позднее она вышла замуж за за скорняка-подмастерья, только что выпущенного из местной
тюрьмы, а после его смерти - за ночного сторожа. Овдовев вторично, она была вынуждена обратиться в работный дом, занимавшийся попечением о неимущих.
Троюродный брат писателя был осужден за нищенство и воровство дров. Его портрет, висящий на стене одной из комнат, сделан по фотографии из полицейского архива. Впрочем, латаный-перелатаный сюртук говорит скорее не о порочных наклонностях его владельца, а о нужде и отчаянии.
О своей матери Андерсен рассказал в грустной истории "Пропащая". "Вода бежала с рогожки, которою она обвязалась вокруг пояса, текла с подола юбки. - Я работаю изо всех сил, кровь чуть не брызжет у меня из-под ногтей!.. Да пусть, только бы удалось вывести в люди тебя, мой голубчик!" В ней "все было сердце", напишет позднее ее сын.
Несмотря на более чем скромную обстановку, дом не производит угнетающего впечатления. Это честная бедность, о которой рассказано добросовестно и с участием. "Зелень и картины украшали нашу комнатку, которую моя мать держала в чистоте и порядке; ее гордостью были белоснежные простыни и короткие оконные занавески". Эти люди жили трудно, но старались сохранить достоинство и любовь друг к другу. И им удалось сделать так, чтобы детство их сына было счастливым и по возможности радостным.
Впрочем, прошло оно не в этом доме. Но это уже другая история...
Если пройти до конца улицы, откроется небольшая площадь, на углу которой выстроено здание гостиницы Radisson. Здесь стоит задержаться. Фасад гостиницы украшают 3 бронзовых столба, на которых причудливо переплелись герои трех сказок Андерсена: "Ганс Чурбан", "Русалочка" и "Стойкий оловянный солдатик". Работа известного датского скульптора Йенса Гальшота чрезвычайно выразительна и богата деталями.
фото в
альбоме Напротив отеля из цветка выглядывает Дюймовочка,
а у входа присел передохнуть сам сказочник. Компанию ему нередко составляют местные жители.
У жителей Оденсе отношение к великому земляку уважительное, но без подобострастия. Это особенно заметно в памятниках, расставленных в ключевых местах "андерсеновского маршрута". Памятник писателю позади собора св.Кнуда строг и традиционен:
А вот непринужденная босоногая фигура с центральной площади:
К сожалению, она уже покинула город: скульптура Йенса Гальшота должна была стать центральной частью большого фонтана. Но городские власти прекратили финансирование, и скульптор в знак протеста затопил свое творение на мелководье в порту Оденсе.
Зато прибывающих в Оденсе по железной дороге встречает трехглавый гигант работы Бьорна Норгорда. Скульптура носит название "Путешественник, Рассказчик и Тень" и, по замыслу автора, должна отражать многогранность таланта и противоречивость характера писателя.
Персонажей популярных сказок можно обнаружить на оживленных торговых улицах и в неприметных двориках.
Стойкий оловянный солдатик занял свой пост на краю старого квартала
В центре пешеходы обтекают Пастушку и Трубочиста и Сундук-самолет (только тут меня осенило, что сундук, в котором отправились в путь герои из сказки Льва Кузьмина "Капитан Коко и зеленое стеклышко", мог иметь датского дедушку).
Король примеряет новое платье у зеркала в тихом закоулке.
В городском парке имени Андерсена плывет бумажный кораблик, на который озорные мальчишки посадили оловянного солдатика, а выше, у плотины Дикие лебеди охраняют свою сестру.
О сказке напоминают и разные городские мелочи:
>
Мелькнули за углом острые фалды:
Нам с ними, наверное, по пути
Желающим отправиться вслед за сказочником из Оденсе может пригодиться небольшая
брошюра. Хотя и просто бесцельно бродить по городу очень приятно.