Надо же: в детстве это любимая моя книга была, но только сейчас я прочитала в предисловии, что её автор, Ольга Константиновна Матюшина, пережив ленинградскую блокаду, ослепла! Наверное, горе отталкивалось от моего пышущего радостью детского организма. А может быть, моя малярка, совершенно отдельная от автора девочка, так никогда и не выросла.
Героиню повести зовут Валя. Она любит, по выражению матери, "пачкать бумагу". Рисует чаще всего кота Мурзика и берёзу недалеко от дома. Семья Вали живёт на окраине Перми. Отец и мать у неё безработные, а вскоре отец, как "политический", попадает в тюрьму. Он революционер.
В тексте вообще много эпизодов, связанных с событиями 1917 года (я прочитала, что Ольга Константиновна Матюшина была членом марксистского кружка и заведовала нелегальной библиотекой),но в детстве передо мной была книга о девочке, которая хотела научиться рисовать.
Когда отца Вали отправляют на каторгу, его товарищи определяют девочку в ученицы к Алексею Алексеевичу Кончикову, местному живописцу. Одинокий старик в детстве был подмастерьем у маляра, а потом самостоятельно выучился писать вывески. Иногда он доверяет Вале закрасить фон, а ещё любит, пока размечает буквы, чтобы девочка читала ему вслух. Их любимая книга - "Картины из истории детства знаменитых живописцев". Валю поражает судьба Антонио Корреджо: она мечтает встретить какую-нибудь маркизу, которая помогла бы ей стать художницей. Алексей Алексеевич с грустью наблюдает за девочкой: он может только научить её писать вывески.
В 1917 году Валя с мамой переезжают к отцу в Петроград. Отец работает на телеграфе в Смольном. Он и Кончикову помогает найти в городе комнату. Вместе с Алексеем Алексеевичем Валя впервые идёт в Эрмитаж и в Русский музей.
Кончиков убеждает родителей Вали учить дочку живописи, и девочка начинает готовиться к экзамену в художественную школу."Председатель жюри", профессор Академии художеств, обращает внимание на Валины акварели и записывает её в свой класс.
"Малярка" предназначена была для чтения в начальной школе. Наверняка её легко было обсуждать на уроках. Я даже представляю диалог времён 60-х годов: "Дети! Чему учит эта книга?" - "При советской власти никакие маркизы не нужны!" Но из очень крепко сколоченных идеологических рамок выбивается в книге простая и ясная история о девочке, которая подолгу думала о том, как чёрным карандашом суметь показать белый ствол берёзы и как заставить кота Мурзика замереть на минутку с выгнутой спинкой.
Иллюстрации к тексту выполнены О.Богаевской. Мне кажется, история малярки ей была очень близка.А я каждую картинку любила отдельно и знала наизусть.
Издана "Малярка" в Ленинграде в 1962 году. Тираж 264 тысячи экземпляров.