Среди моих друзей, знакомых или просто читателей этого Живого Журнала есть много людей собирающих старые детские книги. Кто-то занимается этим уже не один год, старательно и серьезно заполняя пробелы в том, что досталось ему от не одного поколения предков. Кто-то просто пару раз в месяц заглядывает на Алиб или в ближайший к дому букинистический магазинчик и с сияющими глазами уносит оттуда новое сокровище.
Среди этих людей есть пожилые люди, в чьих домах обитает много книжных чудес, и молодые, только начинающие собирать то, что, как они надеются, будет когда-нибудь восхищать их детей и внуков. Но любой из них может рассказать Вам не одну захватывающую историю.
Истории эти столь же разнообразны и одинаковы, как истории золотоискателей прошлого или бывалых рыбаков. «Захожу я однажды на сайт/в магазинчик в маленьком городке/к бабушке соседке, а там - книга. Книга. И нет других покупателей/желающих ее забрать. И стоит она «ну просто смешные деньги»/и "отдают ее просто так, лишь бы забрали". И совсем, как новенькая, почти без замятостей и потертостей…»
О, эта гремучая смесь восторга и азарта, когда поплавок начал подрагивать, ушёл под воду и ты поднимая удочку, чувствуешь на крючке долгожданную тяжесть, и напряженно всматриваешься, что же покажется из воды на этот раз…
Первый раз у меня это чувство возникло, когда я увидела вот эту книгу…
Сапгир Г. Загадки с грядки. Художник Е. Монин. -М.: Детский мир. 1963.
Книга имеет четкую структуру. С правой стороны разворота расположен клапан. На его верхней стороне написана загадка. Когда клапан раскрывается - видна нарисованная отгадка. На левой стороне разворота - шуточная иллюстрация к загадке.
Это одна из ранних книг с иллюстрациями Евгения Монина.
Возможно, здесь еще нет той точности и чистоты ритма и цвета, которые будут в его более поздних книгах, но именно здесь встречается и тот прием, который он потом будет использовать в своих книгах не одни раз. Это "эффект прозрачности".
"Эффект прозрачности" часто встречается в рисунках детей 4-7 лет, когда в одном изображении присутствует и то, что видимо, и то, что скрыто. Например, то, что находится на земле - и под ней, внутри дома - и снаружи. Эффект прозрачности был замечен исследователями уже в самой первой работе, посвященной исследованию детских рисунков, в книге итальянского искусствоведа К. Риччи «Дети художники» (1911). Риччи, хотя и не останавливается на этом явлении подробно, отмечает, что ребенок старается передать предметы «во всей полноте, а не только видимое» (с. 21).
Прозрачность появляется в книге "Загадки с грядки" на рисунке с картошкой, когда богатырь Тарас «зоркий глаз» выводит на свет из подземелья десятерых своих братьев. И художник блестяще решает тему зоркого глаза, который видит не только то, что находится на земле и над ней, но и то, что скрыто в глубине.
Один раз открыв этот прием, Монин потом часто будет вводить его в свои иллюстрации, создавая многомерное и завораживающее пространство.
Так, дом кажется теплее и уютнее благодаря видимому контрасту с холодным, зимним пространством вне его, как в иллюстрации к книге Р. Заславского «Королек и зима» (1988).
Пруд кажется точно исследованным вдоль и поперек искателями утонувшей луны.
Этот прием становится своеобразной «визитной карточкой» в иллюстрациях Монина к сказкам братьев Гримм.
…Когда я нашла эту книгу, я ходила сияя несколько дней. Но потом подумала: интересно, а были ли у Сапгира еще книги с клапанами, выходившими в те годы.
Блаженство покоя и созерцания было разрушено.
Начался новый виток азарта, приведший меня к этой книге.
Но это уже другая история…