О, на книги Нецкой всегда приятно взглянуть! Прекрасная находка! У Елены Иосифовны было, наверно, только 10 лет расцвета, когда книги выходили одна за одной, но какие!.. По "Репортажу со стадиона Жукамо" в одной из наших библиотек делали макет, до сих пор помню. В прошлом году издательство "Речь" публиковало в своих группах воспоминания о Нецкой: "Моя бабушка Елена Нецкая родилась в 1908 году в Варшаве в семье польских дворян. В начале прошлого столетия, в лихие годы гражданской войны семья Елены оказалась в Крыму, где её отец Иосиф Нецкий, полковник Царской армии, служил военным комендантом города Симферополя. Это были голодные и сложные годы. Мама Елены, Полина, очень много работала в военном госпитале, чтобы прокормить трёх детей - Анну, Георга и младшую Елену. Елена занималась в балетной школе и училась рисованию у академика Российской академии художеств Николая Семёновича Самокиша, старейшего живописца-баталиста и художника-иллюстратора. Из воспоминаний моей бабушки я узнала, каким талантливым педагогом был Н. С. Самокиш. Его мастерская стала одной из ведущих, он выработал собственный оригинальный метод преподавания графических искусств. В 1910-х годах Николай Семёнович возглавлял мастерскую батальной живописи в Императорской Академии художеств Петербурга. Из рассказа Елены Иосифовны: «Двадцатые годы. Занимались мы зимой в нетопленой кухне, летом - во дворе, полном зелени. Он учил нас ВИДЕТЬ, а для художника умение видеть, понимать, всегда искать и учиться необходимо». Начала свою профессиональную деятельность юная Елена уже с 17 лет, сотрудничая с редакциями крымских газет как художник-иллюстратор. Елена Иосифовна писала акварелью пейзажи, старинные русские города и церкви. Много работала как художник-анималист, для чего часто ездила в зоопарк рисовать с натуры. Успешно работала в литографии. Все её работы неоднократно экспонировались на выставках и находятся в музеях. В сороковые годы она работала в Риге, в латвийских издательствах. Её сотрудничество с писателями П. Силсом и П. Вилипсом имело большой успех. Вернувшись в Ленинград, Елена Иосифовна продолжала иллюстрировать замечательные рассказы Н. Павловой, К. Ушинского, В. Золотова, Н. Сладкова и др. Но особое место в творчестве Елены Иосифовны занимает многолетняя и плодотворная дружба с прекрасным детским писателем Виталием Бианки. Огромным успехом пользовались «Первая охота», «Паучок-пилот», «Муравей и стрекоза», «Репортаж со стадиона “Жукамо”». Книги с иллюстрациями Елены Нецкой неоднократно издавались не только в СССР, но и в Китае, во Франции (издательский дом «Éditions la farandole») и других странах. Елена Нецкая всегда жила искусством и очень любила природу, животных. И всю эту красоту она с радостью передавала детям". (Ольга Нецкая)
По "Репортажу со стадиона Жукамо" в одной из наших библиотек делали макет, до сих пор помню.
В прошлом году издательство "Речь" публиковало в своих группах воспоминания о Нецкой:
"Моя бабушка Елена Нецкая родилась в 1908 году в Варшаве в семье польских дворян.
В начале прошлого столетия, в лихие годы гражданской войны семья Елены оказалась в Крыму, где её отец Иосиф Нецкий, полковник Царской армии, служил военным комендантом города Симферополя.
Это были голодные и сложные годы. Мама Елены, Полина, очень много работала в военном госпитале, чтобы прокормить трёх детей - Анну, Георга и младшую Елену.
Елена занималась в балетной школе и училась рисованию у академика Российской академии художеств Николая Семёновича Самокиша, старейшего живописца-баталиста и художника-иллюстратора.
Из воспоминаний моей бабушки я узнала, каким талантливым педагогом был Н. С. Самокиш. Его мастерская стала одной из ведущих, он выработал собственный оригинальный метод преподавания графических искусств. В 1910-х годах Николай Семёнович возглавлял мастерскую батальной живописи в Императорской Академии художеств Петербурга.
Из рассказа Елены Иосифовны: «Двадцатые годы. Занимались мы зимой в нетопленой кухне, летом - во дворе, полном зелени. Он учил нас ВИДЕТЬ, а для художника умение видеть, понимать, всегда искать и учиться необходимо».
Начала свою профессиональную деятельность юная Елена уже с 17 лет, сотрудничая с редакциями крымских газет как художник-иллюстратор.
Елена Иосифовна писала акварелью пейзажи, старинные русские города и церкви. Много работала как художник-анималист, для чего часто ездила в зоопарк рисовать с натуры. Успешно работала в литографии. Все её работы неоднократно экспонировались на выставках и находятся в музеях.
В сороковые годы она работала в Риге, в латвийских издательствах. Её сотрудничество с писателями П. Силсом и П. Вилипсом имело большой успех.
Вернувшись в Ленинград, Елена Иосифовна продолжала иллюстрировать замечательные рассказы Н. Павловой, К. Ушинского, В. Золотова, Н. Сладкова и др.
Но особое место в творчестве Елены Иосифовны занимает многолетняя и плодотворная дружба с прекрасным детским писателем Виталием Бианки. Огромным успехом пользовались «Первая охота», «Паучок-пилот», «Муравей и стрекоза», «Репортаж со стадиона “Жукамо”».
Книги с иллюстрациями Елены Нецкой неоднократно издавались не только в СССР, но и в Китае, во Франции (издательский дом «Éditions la farandole») и других странах.
Елена Нецкая всегда жила искусством и очень любила природу, животных. И всю эту красоту она с радостью передавала детям". (Ольга Нецкая)
Reply
Leave a comment