Е.Ильина "Топ-топ"
Детгиз 1956
Рис. В.Матюх
формат 60x84 1/16
тираж 1 000 000 экз.
Стихотворение это известное, публиковалось не раз - в сообществе уже показывали симпатичное издание
с цветными иллюстрациями Н.Кнорринг. Книжечка 1958 года скромнее, рисунки в ней черно-белые, но примечательна личность их автора, художницы-авангардистки Веры Матюх.
Вера Федоровна Матюх (1910-2003) родилась в Берлине, куда ее отец, петербургский студент-революционер, эмигрировал из России после событий 1905 года. Детские годы Вера провела в Германии у бабушки с дедушкой по линии матери. В 1923 году семья Матюх переехала в СССР. "Я знала по-русски всего четыре слова: "здравствуйте", "до свидания", "спасибо", "пожалуйста". Мама решила, что мне надо быть художником - можно не разговаривать, нарисуешь и ладно". Вера училась в харьковской художественной школе, затем в Харьковском художественном институте. В 1931 году она приехала в Ленинград и осталась навсегда. Здесь она сотрудничала с различными издательствами, иллюстрировала книги и рассказы в журналах «Чиж» и «Еж», работала под руководством Н. Тырсы и Г. Верейского, сдружилась с П.Кондратьевым, Л.Юдиным, Б.Н. Ермолаевым. Она видела похороны Малевича в 1935 году - траурную процессию на Невском проспекте. Собственный оригинальный стиль В.Матюх начал складываться к середине 1930-х годов. В это время она работала в Литографской мастерской Союза Художников вместе с А.Ведерниковым, В.Конашевичем, Ю. Васнецовым, Ю. Сырневым - молодыми, веселыми, дерзкими.
Войну Вера Матюх встретила в Ленинграде, чудом уцелела в страшную зиму 1941-1942 гг. с новорожденным ребенком на руках. "Съели 8 кошек - при моей любви к животным". Весной 1942г. ей с семьей удалось эвакуироваться в Казань, позднее перебралась в Москву, где работала в московских издательствах вплоть до возвращения в Ленинград в 1948 году.
Свои работы она хранила под большим ковром в гостиной - и иногда показывала: большие перепачканные листы, сработанные крепкой рукой, часто протертые до дыр, клеенные-переклеенные яркими коллажными вставками, десятки и десятки акварельных вариантов одного и того же сюжета, отличающиеся часто неуловимыми нюансами соотношения форм или цветовых пятен. Ее выставка 1987 года собрала полный диапазон отзывов - от восторженно-хвалебных до обличительно-ругательных. Последние листы акварелей Вера Матюх сделала, когда ей было уже за девяносто.
Краткий очерк творчества Веры Матюх можно прочесть
здесь, а в электронном архиве РГДБ полистать
несколько книг с ее иллюстрациями.
В детских книжках Матюх ничего авангардного вы не найдете. Напротив, иллюстрации подчеркнуто реалистичны и конкретны. Игрушки, одежда, обстановка в "Топ-топ" - из того времени, памятные и узнаваемые. В отличие от иллюстраций Н.Кнорринг, на них нет взрослых, только "напольный" мирок и ребенок, начинающий делать первые шаги.
Поразителен, если это не опечатка, тираж - 1 миллион экземпляров, при стандартном 100-150 тысяч.