В РГБ сделали две выставки о медведях в книжной иллюстрации: реальную выставку и виртуальную. Они поднимают настроение каждому, кто видит эти чудесные медвежьи лица (про них невозможно сказать «морды»). За каждой иллюстрацией стоит глубокая и многогранная личность художника. Все примеры - из коллекции детских книг Музея книги Российской государственной библиотеки.
Барто А. Игрушки. Москва, 1940. Книга-раскладушка для самых маленьких. Художник Константин Васильевич Кузнецов, один из первых иллюстраторов Барто:
Барто А. Игрушки. Москва, 1948. Книга-раскладушка для самых маленьких. Художник Наталья Абрамовна Ушакова:
Игрушки. Ленинград,1938. Книга-раскладушка для самых маленьких. Автолитографии Эдуарда Менделевича Криммера (1900-1974), живописца, графика, мастера декоративно-прикладного искусства, театрального художника, ученика Казимира Малевича. Стиль художника - минимализм, медведь на автолитографии очень похож на тех мишек, какими их рисуют маленькие дети:
Художник Владимир Васильевич Лебедев (1891-1967), первый художественный редактор Детского государственного издательства («Детгиз»), в 1936 году был подвергнут жестокой критике в газете «Правда». Статья «О художниках-пачкунах» кричала: «Словно прошёл по всей книге мрачный, свирепый компрачикос, смертельно ненавидящий всё естественное, простое, радостное, весёлое, умное, нужное, - и всё испортил, изгадил, на всём оставил грязную печать. А сделав своё скверное дело, расписался с удовольствием: Рисунки художника В.Лебедева». Эта статья больно ударила по художнику: критики считают, что Владимир Васильевич Лебедев так и не оправился после неё... Лебедев В. В. Игрушки и зверушки. Ленинград, 1939:
В конце 1920-х годов в «Детгиз» - издательство, возглавляемое Владимиром Лебедевым, - пришёл молодой художник Евгений Чарушин (1901-1965). Его рисунки с животными понравились Лебедеву. Евгению Ивановичу было поручено проиллюстрировать рассказ Виталия Бианки «Мурзук». Работа привлекла внимание и читателей, и знатоков книжной графики. Один из рисунков даже был приобретён Государственной Третьяковской галереей. В 30-х годах Чарушин стал сам писать рассказы о животных и иллюстрировать их. «Разные звери» (Москва; Ленинград, 1929):
Чарушин Евгений Иванович. Шутки (Москва, 1954) и фарфоровая чернильница со скульптурным изображением двух медвежат, скульптор - Е.И.Чарушин:
Трофимов В. В. Бурая медведица и два медвежонка: открытка. Москва, без года. Эскиз картины для раздела «Инстинкты животных», сделанный в 1930-е годы для Дарвиновского музея.
Сосновский И. П. О редких животных мира. Москва, 1982. Художник Вадим Вадимович Трофимов:
Сетон-Томпсон Э. Джонни-медвежонок. Москва; Ленинград, 1926. Художник - анималист Василий Алексеевич Ватагин (1883-1969):
Ватагин В. А. Азбука. Москва, 1926:
Ватагин В. А. Московский зоосад. Москва, 1927:
А без этих книг невозможно представить наше детство, и эти рисунки навсегда в памяти каждого из нас. В самом деле, мы точно знаем, как выглядели три медведя из сказки Льва Николаевича Толстого, потому что их нарисовал Юрий Алексеевич Васнецов (1900-1973). А медведи, которые «едут и смеются, пряники жуют», - именно такие, как на рисунке художника Владимира Михайловича Конашевича (1883-1963). (Кстати, и Владимир Михайлович попал под каток статьи о «художниках-пачкунах»). И, конечно, добрые и жадные, весёлые и сердитые мишки Владимира Григорьевича Сутеева (1903-1993) знакомы всем и по книгам Владимира Григорьевича, и по мультфильмам с его рисунками.
Чуковский К. И. Тараканище. Москва, 1954. Художник Владимир Михайлович Конашевич:
Фрагмент:
Толстой Л. Н. Три медведя. Москва, 1944. Художник Юрий Алексеевич Васнецов:
Михалков С. В. Весёлые зайцы. Москва, 1963. Художник Евгений Михайлович Рачёв:
Сутеев В. Г. Сказки и картинки. Москва, 1963:
Геннадий Константинович Спирин - один из лучших мировых художников-иллюстраторов, ныне живущий в США. Акварельные иллюстрации для детских книг Геннадия Спирина получили множество наград, работы художника хранятся в государственных, частных и корпоративных коллекциях, в Музее искусств в Милане (Италия), в библиотеке Принстонского университета (США). Одна из ранних работ Геннадия Константиновича, иллюстрации к книге «Медведь и девочка: Сказки народов тайги и тундры», вышедшей в 1979 году - за год до его отъезда из России:
Выставка «Потому что он хороший...» работает в Музее книги РГБ до последнего дня лета, ждём посетителей!