Волжская "кругосветка" с Сергеем Григорьевым и Максимом Горьким

Jul 21, 2011 17:05


О   "Кругосветке" Сергея Тимофеевича Григорьева, известного детского писателя первой половины ХХ века, думала написать уже давно. Повесть так забыта, что, наверно, мало кто о ней слышал (или читал ее).
На днях закончила "взрослую", умную книгу П.Басинского "Страсти по Максиму" (об А.М.Горьком) и по контрасту захотелось вернуться к тому ( Read more... )

коллекция Музея, *Горький, о писателях, *Григорьев С., книги 40-х гг. ХХ в., по литературным местам

Leave a comment

tomtar July 24 2011, 16:36:48 UTC
Спасибо! Лишний раз убеждаюсь, что Григорьев - совершенно незаслуженно забытый автор. Очень обидно. А знаете, мне ведь так пока и не удалось найти его четырехтомник в наших букинистических. Видимо, придется, воспользоваться АЛИБом. Что до повести, мне кажется, в основе вполне могли лежать какие-то реальные эпизоды. В биографии Григорьева говориться "Как литератор и журналист Григорьев получил первое боевое крещение в «Самарской газете» в те годы, когда там работал молодой Горький." Они же оба были еще совсем молодые, вполне могли совершать совместные эскапады с местными мальчишками, даже не являясь закадычными друзьями.
Старые открытки очень хороши: солидный, преуспевающий купеческий город. Совсем особая атмосфера.

Reply

donna_benta July 24 2011, 16:46:04 UTC
Я сначала хотела включить открытки в пост, потому что в повести нет иллюстраций, только заставка в самом начале. А потом решила, что с фотографиями того времени пост может пополнить рубрику "По литературным местам".
Мне невероятно нравится завязка повести. Как показаны взрослые - и Горький, и Григорьев - со всеми их слабостями, "хитростями", уклончивостью, и как минутная леность преодолевается любовью к этим совсем чужим детям. Я потом нашла книгу о Горьком в Нижнем Новгороде - о периоде как раз после Самары. Целая глава называется "Горький и дети" - о елках, которые он организовывал для самых бедных ребят. На 500 и 1000 человек! И собирал у меценатов средства на подарки, обходил с добровольцами дворы, отыскивая беднейшие семьи. Я потом эту главу размещу в сообществе, перед Новым годом.

Reply

tomtar July 24 2011, 17:04:28 UTC
Горький, к сожалению, часто ассоциируется с обязаловкой советского школьного курса, но если перечитать его непредвзято, то обнаружится не "буревестник революции", а глубокий и чуткий мастер. Хотя рассказы о детях у него безжалостно страшные.

Reply

donna_benta July 24 2011, 17:35:33 UTC
Да, Горького много читала "по программе" - и школьной, и вузовской. Пожалуй, сейчас перечитывать бы не стала - тяжелое чтение. Но "живого" Горького, с его глубокой душой, всегда в произведениях чувствовала, и поэтому не откликнулась как-то на последнюю биографию - книгу Басинского "Страсти по Максиму". Страстями Максима там оказались только его "умствования", смена взглядов, а живого человека - нет. Поэтому и вспомнила Григорьева.

Reply

tomtar July 24 2011, 17:56:55 UTC
Действительно хорошие биографии - редкость, к тому же многие жизнеописания последнего времени на деле оказываются попыткой сделать себе имя за счет чужой славы.

Reply

donna_benta July 24 2011, 18:09:44 UTC
Не могу сказать, что книга Басинского - неудача. Почерпнула из нее не просто факты и цитаты (чем сейчас меня раздражает биография Алексея Николаевича Толстого, написанная Варламовым), а серьезный анализ мировоззрения Горького. Просто стараюсь совместить в сознании куски мозаики - Горького С.Григорьева, Горького Басинского, того Горького, какого ощущаешь в его собственных произведениях...

Reply

donna_benta July 24 2011, 16:48:02 UTC
А насчет достоверности книги - у меня, пожалуй, та же точка зрения, что и у вас.

Reply


Leave a comment

Up