Далеко ли до Сайгатки?

Oct 16, 2016 18:31

Действительно, далеко ли до Сайгатки ( Read more... )

тема: война 1941-45 гг., *Перфильева, по литературным местам

Leave a comment

donna_benta October 17 2016, 03:44:01 UTC
Очень рада Вашему отклику!
Да-да, Перфильева училась в Литинституте именно в это время.
Приведу информацию о ней из сборника "Книги - детям" (М., 1973):







Как видите, биографических сведений очень мало.
Но чрезвычайно интересно, что имя охотника Сокола неслучайно. Вы не расскажете легенду о нем подробнее?
Когда читала об истории Воткинской ГЭС, обратила внимание, что специально подводились железнодорожные ветки. Так что, конечно, в повести вымысел переплетается с правдой, и даже скорее с легендами и легендарными событиями края. Заметила сразу, что Перфильева пишет о катерах, а не миноносцах Волжской флотилии, но выхватила глазом только одно подлинное название, а ведь другие в самом деле отличаются. Наверно, это тоже решение автора, а не ошибка, назвать настоящие названия не составляло труда, столько было публикаций о баржах смерти, но ведь даже фамилию Раскольникова в то время нельзя было упоминать. Перфильева сочиняет свою версию событий, художественную.
Конечно, Тайжинка может быть полным вымыслом. Я даже не уверена, что писательница бывала в самой Сайгатке. В книге "Пять моих собак" она пишет, что эвакуировалась из Москвы в заводской поселок под Горьким. Муж ее художник Борис Винокуров упоминается в публикации о Чистополе военных лет.
Но все равно ведь повесть можно назвать произведением о вашем крае? Мне жаль, что подобных детских книг нет об Омске военных лет. Очень интересно можно с повестью Перфильевой работать. Мы в этом году обрадовались новой повести в жанре "путешествия во времени" о нашем городе и сказкам о нем. К юбилею города осуществили проект по ним: http://lib.omsk.ru/clk/index-fpgo.html (чтобы войти, нужно кликать по названию или картинкам). Читателям тоже нравится, когда история становится зримой. А повесть Перфильевой даже не историческая, а хорошая проза о девочке с живым характером и о том, как она вместе со всеми переживала начало войны.

Reply

donna_benta October 18 2016, 15:56:49 UTC
Продолжение из Чайковского. Сначала о Соколе. Недалеко от Сайгатки и Ольховки была деревня (или село) Соколица. Как говорят сторожилы она была основана руководителем дружины Ермака по фамилии Сокол. Отряд Ермака разбойничал в наших местах и была организована цепочка сторожевых постов, для того, чтобы при помощи костров передавать в отряд сигналы о появлении судов, идущих по Каме.
Теперь факты об эвакуированных детях. 14 сентября 1941 года принято постановление О размещении школ-интернатов.
Из текста: для детей из школ-интернатов, эвакуированных из прифронтовых районов, в целях быстрейшего размещения школ-интернатов с количеством детей 800 человек разместить:
село Фоки - 100 человек в помещении Каменной школы;
село Альняш - 200 человек в помещениях школы и доме почтового отделения;
Завод-Михайловский - 100 человек, колхозный клуб и сельсовет;
Сосново - 100 человек, клуб и контора МТС;
Степаново - 100 человек, школа и детский сад;
Ваньки - 100 человек, школа и клуб.
До 16 сентября освободить здания и подготовить всё для приёма детей. Для встречи детей направить лошадей на пристань Ольховку по первому требованию.

Кроме того, детские сады восьми деревень района и детдом (пока неясно где он находился) приняли 1796 детей из блокадного Ленинграда. Все они обеспечивались жильем, питанием, одеждой.

Вот такое было героическое время.

Reply

donna_benta October 19 2016, 00:42:22 UTC
В самом деле героическое время! Спасибо большое, очень важная информация. Если Анастасия Перфильева бывала в ваших местах, то могла рассказать о любом из этих сельских интернатов, и в описании их быта, обустройства детей на новом месте, думаю, близка к реальности.
И названия какие - Ольховка, Сосново. Вымышленная Тайжинка (от слова "тайга") выглядит естественной их заменой.
И встреча детей на пристани, получается, достоверный факт, поднимались по реке.
Кстати, еще одна детская писательница тех лет - Ирина Карнаухова, автор "Повести о дружных", - направлялась в эвакуацию водным путем вверх по Каме вместе с детским лагерем-интернатом ленинградского Литфонда. В должности воспитателя - "общей мамы". С нею ехала маленькая дочь, которая потом вспоминала: "Нас было 360 детей, мал мала меньше. Ясельных несли на руках. Я помню нескончаемую дорогу - сначала поезд, потом пароход по Волге и Каме, потом телеги сквозь густой черный лес... Нас эвакуировали в маленькую деревню Черная среди дремучих лесов на Урале". Деревня Черная - Пермской (Молотовской) области, там Карнаухова продолжала работать воспитательницей и учительницей начальных классов. Она была замечательным фольклористом-сказительницей, много выступала в госпиталях.

Reply


Leave a comment

Up