Мне всегда нравились книжки с краеведческими вкраплениями - какими-то местными преданиями или просто описаниями других мест, ближних и дальних. Не скажу, что я их специально коллекционирую, но кое-что на полках у меня осело. Как правило, выходили такие книги в издательствах областных, что удваивает мой к ним интерес. Повесть Константина Кислова из их числа - с "краеведческим акцентом" и издана Волго-Вятским издательством. Рассказывается в книге о первых пионерах и поисках сокровищ. Что ж, из этих двух составляющих могла бы получится неплохая приключенческая книга, вроде всем известного "Кортика". "Путешественникам" до "Кортика" далеко, текст рыхловат, сюжет неважно сколочен, но самобытная среда отчасти искупает эти недостатки.
Село Юрино, о котором рассказывается в повести, особенное - не крестьянское, а ремесленное. Славилось когда-то на всю Россию своими рукавишниками и кожемяками. А еще замком - затейливым шереметевским особняком, барской причудой, перед самой революцией достроенной на берегу Волги. И замок, и старые его хозяева обросли легендами и слухами, главный из которых, разумеется, - о несметных сокровищах, спрятанных где-то в окрестностях.
От революционных масс роскошному Юринскому замку досталось в полной мере - к началу двадцатых от прежнего великолепия остались одни стены, внутри все было разграблено, разбито и вывезено. Но таинственный дворец за зубчатой стеной неудержимо манит местных мальчишек. И не только их.
Пионерские страницы повести интересны, пожалуй, деталями, нарушающими сложившийся стереотип: горны, барабаны, короткие штаны, дети рабочих на смычке с деревней. Все это есть, но - на юринский манер. Беднейший из юринских пионеров, например, еще недавно был кадетом - его, как солдатского сына, взяли за казенный счет в Нижегородский кадетский корпус. Доклад для деревенских о текущем моменте терпит провал - ну что такого ценного могут сообщить малолетние агитаторы взрослым, которых заботят не трескучие фразы, а где найти работу. Лозунг "земля - крестьянам" их не вдохновляет - местные деревни веками жили не земледелием, а ремеслом, даже скотину никогда не держали. А с ремеслом плохо: кустарные заводики позакрывались, торговые связи нарушились, купцов повывели, а покупатель пропал сам. Поэтому первое большое дело у юринских пионеров оказывается не по-детски серьезным: раздобыть сырье для деревенских надомников, и не единократно, а договориться о более или менее постоянных заказах. Заодно, по-возможности, организовать смолокурную артель, разобраться с налогами, провести крестины и познакомиться с писателем Артемом Веселым.
После удачной "смычки" с ближними деревнями, юринский отряд отправляется в большое путешествие - на пароходе в Нижний. Там снова напомнят о себе легенды Шереметевского замка. Ну и знаменитой Нижегородской ярмарке место найдется.
Повесть во многом автобиографическая, хотя полностью отождествлять автора с рассказчиком нельзя: он поделился кусочками своей биографии с разными героями своей книги. Константин Андреевич Кислов родился в Юрино в 1911 году в семье кустарей-рукавишников. Когда в 1918 в замок Шереметевых перебазировался Нижегородский кадетский корпус, он одним из первых юринских мальчишек надел форму воспитанника подготовительного класса. В 1923 г. корпус, собрав в усадьбе предметы искусства, живописи и все, что представляло хоть какую-либо ценность, на десятках судов вернулся в Нижний Новгород уже в качестве первой Нижегородской трудовой школы-коммуны. Художественные и исторические ценности, вывезенные из замка, стали экспонатами Нижегородских музеев и картинных галерей.
A бывший кадет Константин Кислов, увлеченный романтикой эпохи, окончил высшую пограничную школу, стал чекистом, прошел путь от оперуполномоченного в Абакане до начальника УКГБ в Самарканде. Первые свои рассказы начал писать в 20 лет, и впоследствии сочетал писательство с карьерой профессионального военного. Перу К.Кислова принадлежат повести "Просто мальчишки", "Путь на Олений ложок", "Павлик Латышев на границе", "На земле пророка", "На узкой тропе", "Граница и пограничники", "Жизнь и приключения Иннокентия Саломатова, гражданина 17 лет". Но главным делом его жизни было родное Юрино, его люди и история. Во многом усилиями Кислова удалось привлечь внимание властей к плачевному состоянию Шереметевского замка, о котором писатель создал книгу "Юрино. Усадебно-архитектурный памятник" - первое из историко-краеведческих изысканий Константина Кислова. Последним стали "Очерки Юринской жизни", посвященные истории купеческих особняков Юрина, юринским мастеровым и ремесленникам и воспоминаниям детства.