( К 115-летию со дня рождения, которое как раз сегодня) ...
29.11(11.12).1900, с. Чалбасы Таврической губ. - 6.9.1970, Москва.
Главный художник журнала «Ленинград» !!!
Великий из величайших... Вспомнили, да?!
... потому как один из немногих понимал, что книга - есть ансамбль, подходил
к оформлению каждой книги с комплексным решением. И реализовал своё умение в создании наиболее
известных и знаменитых проектов, которые благодаря ему и стали знамениты...
Это известные всем собрания сочинений появившиеся у нас в 50 - 60е гг. --
И Библиотека приключений --
читать подробнее --
http://sergej-manit.livejournal.com/398800.html И много другого замечательного - Сборники серийные: Глобус, Мир приключений, БПиНФ (рамка) и прочее...
... А началось всё с увлечения в раннем детстве почтовыми марками и открытками мирискусников, изданными Общиной Св. Евгении
Красного Креста.
Мечта стать художником книги родилась у С. М. Пожарского еще в детские годы. Учился он в частных студиях и недолго в Украинской АХ в Киеве,
где успел воспользоваться уроками Г. И. Нарбута, прекрасного русского графика. Уже с 1921 г. Пожарский начал профессиональную работу,
а в 1923 г. переехал в Петроград, где вскоре обрел репутацию одного из самых интересных и плодовитых мастеров книжной обложки.
Сначала он работал в русле петроградской школы, продолжавшей традиции "Мира искусства", но потом расширил круг средств - освоил гравюру
на дереве.
Пожарский, Сергей Михайлович (1900, с. Чалбасы (с 1946 - Виноградово) Таврической губернии - 1970, Москва) - известный советский художник-график, книжный иллюстратор. Автор многочисленных работ в книжной графике, разработчик собственных художественных шрифтов. Ученик художника А.Е. Романова (ум. 1919, Киев). Длительное время был главным художником журнала «Ленинград». Родился в 1900 году в селе Чалбасы Таврической губернии (ныне село Виноградово Цюрупинского района Херсонской области, Украина). С детства мечтая стать художником книги, С.М. Пожарский в юности учился в разных частных студиях (посещал детскую рисовальную школу А.Е. Романова, окончившего в 1913 году Московское училище живописи, ваяния и зодчества; и другие). Ему даже удалось недолго позаниматься в Украинской академии искусств в Киеве, где он успел воспользоваться уроками выдающегося русского графика Г.И. Нарбута (1886-1920). Учёба и творческая деятельность в этот период были затруднены революционными событиями и Гражданской войной в России. Начав профессиональную работу в 1921 году, Пожарский в 1923 переехал в Петроград, где вскоре обрёл репутацию одного из самых интересных и плодовитых мастеров книжной обложки. Первые работы Пожарского были выдержаны в русле петроградской школы, продолжавшей традиции «Мира искусства». В дальнейшем мастер расширил круг изобразительных средств, освоив гравюру на дереве. После начала Великой Отечественной войны и Ленинградской блокады, в 1942, Пожарский переехал из Ленинграда в Москву, где снова быстро завоевал своим творчеством известность и авторитет. Его работы конца 1940-х и 1950-х годов особо примечательны сочинённым им рукописным «романтическим» шрифтом. Этот эффектный, стремительный, украшенный росчерками и завитками шрифт очень удачно вязался с книгами на историческую тему, которые тогда чаще всего оформлял художник:
«Лунный камень» У. Коллинза, 1947;
Избранное Р.-Л. Стивенсона, 1956;
Собрание сочинений Майна Рида, 1956.
В 1960-х годах Пожарский наряду с молодыми художниками принял самое активное участие в обновлении книжного искусства. Он выработал новый, очень специфический рукописный шрифт, успешно применявшийся им в книгах разного содержания. Мастер также очень оригинально формировал сам комплекс книжного ансамбля, своеобразно соединяя шрифт, изображение и орнамент:
«Ледовая книга» Юхана Смуула, 1969;
«Драматические произведения Козьмы Пруткова», 1969;
«Чудесные приключения Жоана Смельчака» Ж.-Г. Феррейры, 1970, издано в 1971.
После революции делал он и такие вот весёлые книжки :)) --
Пожарский С. М. Чепуха Чепушистая Ленский Вл. - Л. Начатки знаний. 1925. С. 16. Т. 10 000. Ф. А4.
Целиком можно посмотреть на Яфе, или тут --
http://www.barius.ru/biblioteka/book/2070 Книги, оформленные С.М. Пожарским для издательства Academia.
Дефо Д. «Робинзон Крузо» (1931).Сервантес М. «Дон Кихот» (1932).«Сказки попугая» (1933).
Обложка и разворот книги «Чудесные приключения Жоана Смельчака».
Ж.-Г. Феррейры (1971).
Его работы конца 1940-х и 1950-х гг. примечательны сочиненным им рукописным "романтическим" шрифтом, - эффектный, стремительный, украшенный росчерками и завитками, он удачно вязался с книгами на историческую тему, которые тогда чаще всего оформлял художник ("Лунный камень" У. Коллинза, 1947; "Избранное" Р.-Л. Стивенсона, 1956; Собрание сочинений Майна Рида, 1956).
В 1960-х гг. Пожарский принял активное участие в обновлении книжного искусства, не уступая в смелости поисков своим младшим товарищам. Он выработал новый, очень специфический рукописный шрифт, успешно применявшийся им в книгах разного содержания; он с изобретательностью и подчас парадоксальностью формировал сам комплекс книжного ансамбля, своеобразно соединяя шрифт, изображение и орнамент ("Ледовая книга" Ю. Смуула, 1969; "Драматические произведения Козьмы Пруткова", 1969; "Чудесные приключения Жоана Смельчака" Ж.-Г. Феррейры, 1970, изд. 1971).
Иллюстрация к роману Л. Стерна "Жизнь и мнения Тристана Шенди, джентльмена". 1967
http://www.artonline.ru/encyclopedia/479 Тут ещё образцы оформленных им книг--
https://fantlab.ru/art491 Кузнецов Э. Д. С. М. Пожарский / Э. Д. Кузнецов. - М.:
Советский художник, 1974. - 128 с.
Ну и что я нашел и снял и повесил на Яфе, подписи там есть на обложках :) --
Фотографии в альбоме «
Пожарский», на Яндекс.Фотках
А картинки тут Кускова.
Картинки - Ушакова.
Я недавно купил прочитать про него книгу Э. Кузнецова 70х гг... Да и решил подсобрать вместе книги которые он делал,
и сведения из сети немногие. Стал псто мастерить позавчера, а тут и оказалось что юбилей то сегодня будет.
Поэтому и пост - сегодня! :)