"Детки в клетке" с илл. С. Олдина на сайте Маршака

Jun 14, 2011 07:16


На сайте С.Я. Маршака - два из первых изданий очень известного маршаковского цикла "Детки в клетке", с рисунками С. Олдина (3-е и 7-е изд).


Read more... )

*Маршак, книги 20-х гг. ХХ в., Олдин

Leave a comment

donna_benta June 15 2011, 14:05:11 UTC
Между прочим, никогда не возникала идея издать репринтную (факсимильную) книгу: разные варианты "Деток в клетке" (текст, иллюстрации)? Ведь туда же можно включить и первоисточник - книгу Олдина. И комментарии искусствоведов и литературоведов.
В принципе, ваш сайт ясно демонстрирует, что возможен выпуск целого ряда таких репринтных книг (редкие, малоизвестные издания Маршака 20-30-х годов).

Reply

vnu4ka June 16 2011, 03:13:57 UTC
идея очень классная в смысле исследования :) по-моему никогда не возникала, я как-то вообще о "Детках" ни отдельно, ни вместе с чем-то в последнее время от Маршаков не слышала. да и вообще попыталась припомнить, что выходит сейчас репринтно, и кроме издательства Мещерякова не соображу, кто еще такого рода книгоизданием занимается в наши дни. Мелик Пашаев разве ( ... )

Reply

donna_benta June 16 2011, 05:53:20 UTC
Про "27 чудес" я не слышала, очень жаль, что издание было нетиражным.
Кроме серии "Художники - детям" знаю такую хорошую серию "10 книжек для детей", когда под одним твердым переплетом собирались книги с иллюстрациями одного известного художника: В.Лебедева, Ю.Васнецова, Е.Чарушина, А.Пахомова. Серия выходила в издательстве "Художник РСФСР" в 80-е годы в неплохом полиграфическом качестве и по крайней мере до библиотек доходила.
Да, коллекционеров и просто читателей заинтересовал бы любой вариант подобных изданий - и отдельные книжки в мягких обложках, и сборники в твердых переплетах. Но, главное, чтобы точно вопроизводился облик книги (у издательского дома Мещерякова иной подход к старой книге, у них не факсимильные издания).
По качеству полиграфии мне нравятся книги, подготовленные издательством "Московские учебники".
Если бы издатели заинтересовались, могли бы быть чудесные серии - и книг Маршака, и иных изданий (только в сообществе представлено столько книг, которые давным-давно не переиздавались!).

Reply

vnu4ka June 16 2011, 06:04:37 UTC
да, 10 книжек я тоже помню. мне нравятся все издания, где есть сколько-нибудь литературоведческий подход :) любая инициатива изучения книги - это шаг вперед и здорово.

Маршак сейчас это только АСТ (если в последние пару месяцев не произошло изменений), у них эксклюзив. ну, АСТ это АСТ. Это не московские учебники...

но вообще это еще ведь и вопрос с правообладателями - не столько с Маршаками, они доступны. а с наследниками художников.

Reply

donna_benta June 16 2011, 06:16:45 UTC
Но ведь многие книги выходили больше 70-ти лет назад? Наверно, вопрос больше не о правах, а об оригиналах? И о способности наших типографий воспроизвести подобные издания. (Хотя я не коей мере не умаляю роли наследников как хранителей подобных сокровищ).
Я покупала две книги из серии "Книжная коллекция" издательства ФОРТУНА ЭЛ - "Русские народные сказки" с иллюстрациями Е.Поленовой и "Сказки и басни в иллюстрациях Г.Нарбута". Качество полиграфии и верстки отнюдь не радует. И это не факсимильные издания в полном смысле слова - текст воспроизведен по новой орфографии.

Reply

vnu4ka June 16 2011, 06:21:58 UTC
срок авторского права - 70 лет после смерти автора, насколько я знаю, а не с выхода произведения.

"Русские сказки" Поленовой у меня есть :) они может и не факсимильные, но показались приличными. если так когда-нибудь издадут Маршака, можно будет объявить национальный праздник.

Reply

donna_benta June 16 2011, 06:25:17 UTC
Согласна, был бы национальный праздник!:))

Reply

begemotik64 December 13 2017, 10:35:43 UTC
Случайно вышла на эту дискуссию по ссылкам. На тот случай, если информация для вас все еще актуальна. Вы, как и многие,ошибаетесь, 70 лет с момента публикации тут не при чем. Сроки действия с момента обнародования распространялись не на книги, а на фильмы,спектакли и танцы, плюс еще что-то, уже не помню ( ... )

Reply

donna_benta December 13 2017, 16:43:16 UTC
Спасибо за подробнейшие разъяснения! Чувствуется, что вы всерьез разбираетесь в истории вопроса. А мне позже этого поста приходилось просматривать последние постановления на эту тему, но поскольку не юрист, как только необходимость в использовании отпала - благополучно многое забыла.
Но все же... Маршак ведь умер раньше Лебедева, а до сих пор не общественное достояние?..

Reply

begemotik64 December 13 2017, 16:53:15 UTC
У меня подруга-адвокат, выигрывала процессы по авторскому праву, она и разжевала все до тонкости.
Любой (наш) автор - поэт, художник, прозаик - совсем любой, если с момента его смерти прошло более 15 лет до 1973 года или более 25 лет до 1993 года подпадает под действие советских законов об авторском праве. Иными словами, работы Самуи́ла Я́ковлевича Марша́ка, скончавшегося в 1964 году, перешли в общенародное достояние в 1989 году. ВСЕ работы. Независимо от года публикации. Это значит, что с указанного года любой может издавать любые произведения С.Я. Маршака, не платя наследникам гонорар, и даже не спрашивая разрешения на публикации.

Reply

begemotik64 December 13 2017, 17:17:35 UTC
Соответственно, все песни про АСТ и эксклюзив в 2011 году - враки. Издательство, если оно что-то такое утверждало, попросту обманывало, пользуясь тем, что наши сограждане не разбираются в законах.
С другой стороны, если юристы издательства сами в законах ни ухом, ни рылом (а это запросто, двоечников везде хватает), и наследникам перепадала некая копеечка, я за наследников могу только порадоваться.
тем не менее, это все не отменяет факта перехода работ Маршака в паблик домейн еще во времена СССР.
И нет, вернуть их обратно было невозможно даже теоретически. Поезд ушел.

Reply

donna_benta December 14 2017, 01:03:05 UTC
Наследникам, думаю, перепала немалая копеечка. Может быть, сейчас все же игнорируются советские законы? И действуют только новейшие? Бывают казусы. Или доходы издательств таковы, и Маршак для них - золотая основа, что лучше поддерживать хорошие отношения с наследниками.

Reply

begemotik64 December 14 2017, 04:10:46 UTC
Нет. Не игнорируют, поверьте. Но грамотных юристов, высококлассных, всегда было немного. А с учетом современной моды на тотальный непрофессионализм во всех областях - ничего удивительного, что и в издательствах сидят долбежки. Вы на их неграмотных корректоров и редакторов посмотрите, про переводчиков я уже не говорю. С чего бы вдруг юристы стали исключением ( ... )

Reply

begemotik64 December 14 2017, 04:33:22 UTC
А вообще,авторское право - сложнейшая область. Это с Маршаком все однозначно и просто. А ведь были фильмы и мультики, с которыми настолько черт ногу сломит,что диву даешься. Например, киностудии чаще всего заключали договор на песни не с поэтом, композитором и исполнителями, а только с композитором. Он и получал официальный гонорар,он и за права "расписывался". И да, в том числе и за те, которые ему не принадлежали. А потом композитор из полученных денег отстегивал толику поэту и исполнителям. Это было выгодно всем, получалось больше таньга,чем при заключении оф. договоров с теми же певцами. Я эту кухню знаю в подробностях от одного советского композитора, который для фильмов писал.
Представляете, какой это правовой ужас? Вроде передали права на песню, ан исполнитель и поэт этого не делали. А закон-то по-разному действует для людей и организаций. Фильм со всем содержимым радостно в паблик домейн, а авторы или наследники не согласны, у них сроки не вышли. А если учесть, что смежные права в советские законы попали не сразу...

Reply

donna_benta December 15 2017, 16:04:05 UTC
Да, мир казуистики - авторские права. И как раз в музыкальной сфере вокруг него перемещаются немаленькие денежные средства, есть за что бороться.

Reply


Leave a comment

Up