На днях я пришла в гости к своей бабушке, включила диктофон и сказала: "Расскажи мне всю свою жизнь".
Бабушка начала: "Родилась в 1929 году 17 декабря". Потом покосилась на диктофон и спросила: "Фамилию надо называть?"
Я давно мечтала это сделать. Бабушке уже за 80, и, честно сказать, я решила поторопиться.
Мне всегда нравилось, как во время семейных застолий бабушка припоминает какую-нибудь историю и рассказывает ее так аппетитно, что хоть на месте садись писать роман. Таких застолий мы уже практически не устраиваем, а ее истории мне хочется слушать и слушать.
Дедушка тоже рассказывает. В основном про свое детство в деревне. Как будто дальше ничего и не было. Ну понятно, перебрался в город волею судеб, ушел в армию на три с половиной года, женился. А затем прожил яркую, насыщенную, полную впечатлений жизнь, о которой никогда не расскажет, не сошлется и не упомянет вскользь. Именно поэтому я не сажусь с ним за стол с диктофоном. Сама бабушка при упоминании той жизни моего деда переходит на шепот и говорит, что "это нельзя". Но не всегда она была столь боязлива, а потому какая-то информация просочилась и была передана из уст в уста.
В пору молодости у Петра Павловича, моего дедушки, были любовницы. О точном их количестве и качестве ничего не известно, но случай блядства был вопиющий.
Известно, что дедушка выходил на прогулку со своим первенцем в кульке (а сына он вообще-то никогда не хотел), оставлял этот кулек на лавке у подъезда, а сам отправлялся в неведомые дали. Соседки бежали к бабушке: "Там твой Володька на лавке кричит!"
Каждый год ближе к лету дед начинал приводить себя в форму: делать зарядку по утрам, качать пресс, бегать на месте. Мама рассказывала, что бабушка тогда приговаривала: "Вот, козлятиной запахло!" Потел дед изрядно, а дезодорантом не пользовался принципиально. Что интересно - не пил, не курил, как впрочем и сейчас.
После того, как тело было готово, дедушка отправлялся на юга. Без семьи, но не один. Вроде как даже была постоянная женщина, с которой он ездил отдыхать. Бабушка наглаживала ему рубашки, собирала чемоданы, провожала, захлопывала дверь и заливалась слезами, причитая: "Он нас бросил". С югов Петр Палыч возвращался всегда с дефицитными гостинцами.
Порой и бабушка в ответ на его поведение делала резкие заявления, что мол уйдет. Но тогда падать на колени и причитать приходила очередь деда. Вот ведь!
Чем же таким занимался мой дед, что у него хватало средств и на любовниц, и на юга, и на гостинцы?
Он работал водителем троллейбуса 2 и 2а в Саратове. Выучился сразу после армии и 36 лет упорно трудился за рулем. Как говорит бабушка: "Бесконца висел на доске почета".
Не отказывая себе в удовольствиях, дома он был аскетом. Создавать домашний уют для него было кажется чем-то аномальным. Есть стол, есть кровать - больше ничего не нужно. В четырех стенах с семьей, со слегка располневшей после второго ребенка бабушкой ему было скучно, прямо таки невмоготу. Ему и на пенсии то дома не сидится. Давняя традиция - регулярные многочасовые прогулки - соблюдается до сих пор. Когда я была маленькая и не переносила городской транспорт, мы весь Саратов с ним прошли пешком.
Единственное, что приносило дедушке радость дома - это дочка Галя. Когда у бабушки подошел срок рожать, он заявил ей, что не встретит из роддома, если мальчика родит. Дочку дед даже как-то взял с собой в поездку, к родственникам на Украину. Но от свежих фруктов у девочки в поезде случился продолжительный конфуз. С тех пор дети больше с ним не ездили.
В какой период дед перестал изменять жене, мне уже никто не рассказывал. Сейчас точно не вспомню, но кажется чуть ли не в этом году у них с бабушкой золотая свадьба. Когда у моих родителей случился сложный период в отношениях, я верила в бабушку с дедушкой как в пример непогрешимости, мечтала, чтобы у моих был такой же крепкий брак. А потом вдруг открылись вышеназванные факты. И оказалось, что была просто моя бабушка, которая выросла в детдоме, привыкла трудится, по-другому не умела. Честная, гордая, но только у нее в жизни ничего своего не было, кроме семьи. Мне кажется, это и привело ее ко всепрощению.
Дедушку я, конечно же, люблю. Мне в голову не приходит его осуждать, смотреть как на неверного мужа. Да и не вспоминаю я все это, когда просто общаюсь со старичками. А если бы вспоминала, мне было бы до тряски было обидно, что он не сядет сейчас же и не расскажет мне как на духу свою увлекательную повесть.
На фото с Оскаром бабушка никогда не смотрит в кадр)