Real-time журналистика. Мой диплом

Jun 03, 2013 14:37

21 мая я защитила диплом на кафедре новых медиа. Я писала про журналистику «реального времени», то есть передачу новостей в тот момент, когда они происходят. Концентрировалась на новых жанрах - речь о всевозможных Twitter-репортажах, потоковых видеотрансляциях, Facebook-дебатах, народных картах etc. Я хотела выложить в ЖЖ свой диплом целиком, но на кафедре мне предложили опубликовать его книгой, поэтому пока не стану. Выложу только презентацию с основными выводами. Там много знакомых лиц :)





Real-time журналистика становится одним из самых перспективных направлений в работе СМИ и порождает новые жанры. Большинство из них находятся в зачаточном состоянии. Они пока никем не изучены и не описаны, у многих даже нет устоявшегося названия. Необходима теоретизация всего, что уже освоено в этой сфере журналистами-практиками. Иными словами, медиаиндустрии необходимо осмыслить произошедший прорыв.

Первое упоминание термина «real-time журналистика» в русскоязычных источниках относится к концу 2011 года. Бывший редактор Gazeta.ru Михаил Котов на конференции Russian Internet Week-2011 19 октября 2011 года сказал: «Социальные медиа вынудили СМИ перейти из статуса on demand (по требованию) в realtime (режим реального времени)». Наталья Лосева (РИА Новости) на той же конференции предсказывала, что в ближайшее время «real-time журналистика станет неотъемлемой и обязательной частью многих социально значимых событий». По ее мнению, «этот новый тип заставляет искать технологические решения и готовить людей, которые могут работать в таком режиме».

Real-time журналистика «предполагает максимально документальную передачу и максимально жесткое совпадение вещания по времени с тем, что происходит». Второй признак - стереовещание, то есть использование информации, параллельно поступающей по множеству каналов.  Третий признак - интерактивность, обратная связь в таком же real-time режиме.

Началом взлета real-time журналистики в России можно считать февраль-март 2011 года и два события - взрывы в аэропорту «Домодедово» и аварию на АЭС Фукусима-1. Если первое стало моментом, когда журналисты только осознали необходимость перехода к новому формату вещания, то во время японской аварии можно было оценивать уже разные уровни владения приемами real-time журналистики у разных изданий. Два фактора обусловили переход к real-time: ситуация менялась каждую минуту, угроза была глобальной. Тогда же стала очевидна роль социальных сетей в новой журналистике.

Выводы:
  • Real-time журналистика в новых медиа является не принципиально новым способом подачи новостей, а продолжением прямого эфира в традиционных СМИ. Главное отличие - обратная связь в режиме real-time.
  • Несмотря на рост своей значимости и объема, она не вытеснила традиционную журналистику, а только заняла свою определенную нишу. К real-time вещанию необходимо прибегать в ситуациях, когда событие, о котором пишет журналист, разворачивается в реальном времени в течение ограниченного промежутка и вызывает повышенный общественный интерес.
  • Принципиально новые жанры real-time журналистики - это, в первую очередь текстовые жанры. Новые жанры: мультимедийный репортаж, онлайн-дайджест, потоковый видеорепортаж с места событий, дискуссии в Facebook, краудсорсинговые карты.
  • Почти все эти жанры выросли из социальных сетей или испытывают на себе влияние социальных сетей и тех способов подачи контента, которые популярны в новых медиа.
  • В момент real-time трансляций СМИ используют большое количество пользовательского контента, что снимает с редакции значительную часть нагрузки.
  • Возникает риск опубликовать ложную информацию. Чтобы этого избежать, журналисты предпочитают ссылаться на проверенных ньюсмейкеров. Еще один способ - «коллективный редактор». Вероятно, со временем появятся законы, которые позволят наказывать пользователей социальных сетей, публикующих и распространяющих заведомо ложные сведения, наравне с представителями СМИ.
  • Стирается грань между пользовательским и редакционным контентом. Журналисты сами пишут в Twitter. Блогеры не вытеснят журналистов с этого поля, так как не будут делать типично журналистскую работу - добывать информацию, которая не лежит на поверхности. Это симбиоз, а не конкуренция.
  • Медиаграмотность пользователей быстро растет, и все больше людей готовы соучаствовать в производстве материалов для СМИ. Рост UGC в российских медиа связан с преодолением цифрового разрыва. Особенное значение для развития «гражданской журналистики» имеет рост аудитории мобильного интернета.
  • Описывать происходящее в реальном времени - особый навык, которым новое поколение журналистов владеет лучше, чем предыдущее. Но роль отдельного журналиста не является определяющей. Успешная работа в жанрах real-time зависит от планирования работы редакции в целом.
  • Появились новые профессии: мультимедиарепортер, редактор пользовательского контента, специалист по фактчекингу, корреспондент интерактивного телевидения, режиссер сайта.
  • Real-time журналистика влияет и на экономику СМИ в целом. Активное участие аудитории в производстве контента позволяет редакции больше знать о своих читателях, а значит, дороже продавать рекламодателям рекламное место.
  • Изменения в профессии коснутся и журналистского образования. На соответствующих факультетах будут учить не столько журналистике, сколько медиакоммуникациям: на научном уровне студенты будут изучать информационную среду, а на практическом осваивать разнообразные методы работы с ней.  

В России теоретических исследований на эту тему до сих пор никто не делал, поэтому моим главным источником были интервью: поговорила с Василием Гатовым, Тоней Самсоновой, Юрием Сапрыкиным, Натальей Лосевой и Андреем Горяновым. Спасибо им большое! Поставили "отлично", позвали в аспирантуру. Другие дипломы, которые защищались в тот же день, были посвящены SMM-продвижению новостей, предвыборным кампаниям в социальных сетях, работе гражданских журналистов в условиях катастроф. В общем, все как мы любим. 

real-time, журфак, журналистика

Previous post Next post
Up