Да уж, если б я не помнил себя в 20 лет, я бы бросил дальнейшее развитие темы.
Вы не поняли мои "бытовые" рассуждения на тему "а что тут такого?", поэтому я попытаюсь подойти "научно". Этические системы можно грубо разделить на два вида: 1) телеологические или консеквентные - оценивающие поступки исходя из их вероятных последствий; 2) деонтологические - когда есть жёсткие запреты, никак не связанные (по крайней мере при поверхностном взгляде) с последствиями и поступки оцениваются с позиций нарушения/ненарушения этих запретов.
Библейские заповеди - деонтологические запреты (там не говорится "не укради потому что у этого будут плохие последствия"). Или запрет читать чужие письма. Почему нельзя их читать? Просто нельзя и всё?
Утилитаризм, социализм и вообще любой госинтервенционализм - это ломка деонтологических запретов ради (гипотетических) положительных последствий. И действительно, почему бы не отнять 1000 рублей у богача, для которого это пустяк, и не отдать бедной семье, где эта сумма может спасти ребёнка от смерти?
Ваше "а что тут такого?" - это предположение об отсутствии отрицательных последствий.
По сути я отказался говорить с вами о последствиях, указав что некоторые вещи не следует делать исходя из деонтологических запретов. Например, нельзя жать руку подлецу и негодяю, хотя какие тут отрицательные последствия? Вы не поняли этого аргумента.
Проблема с консеквентными теориями в том, что НЕВОЗМОЖНО предвидеть ВСЕ последствия. Даже элементарные ближайшие последствия не все могут предвидеть (Бастиа "Что видно и чего не видно"), а уж отдалённые НИКТО не может предвидеть. В каком-то смысле деонтологические запреты именно для того и существуют, чтобы не нужно было ломать голову об отдалённых последствиях. (Тут я опущу свои предположения, что деонтологические запреты возникают и закрепляются как эволюционно более выгодные стратегии, обеспечивающие лучшую выживаемость тем, кто им следует.)
И вот вы по сути говорите, что приходя в очень сомнительное место (гэбэшный гадюшник) и способствуя приходу туда других людей - вы ничего плохого не делаете. Я это расцениваю как юношескую самонадеянность и глупость.
Не нужно большого ума чтобы предположить какие гипотетические отрицательные последствия в принципе могут быть. Визиты представителей оппозиции в эту мышеловк делают проект успешным и придают вес его организаторам. Если бы Павловский оказался в вакууме и все в него плевали, он бы перестал быть нужен своим хозяевам. Визиты позволяют зондировать настроения оппозиции и оценивать её серьезность. Если с серьёзностью туго - то можно её игнорировать. Визиты позволяют влиять на деятелей оппозиции, направлять их в нужную властям сторону. Конечно, в основном туда приходит мелкая шушера, но ведь иногда попадают и серьёзные люди. Беседа в непринуждённой обстановке позволяет выявит слабости человека и понять как его можно использовать. Кто-нибудь вооюще может сказать что-то лишнее, экстремистское, а разговоры могут писаться.
Достаточно?
=я за подлость считаю сотрудничество, коллаборацию с плохими людьми, а не диалог.=
Знаете в чём разница между спором политических оппонентов и докладом властям о настроениях оппозиции? В должности собеседника. Если вы спорите с Павловским - вы докладываете властям о настроениях оппозиции. Диалог может быть только между равными. Если вы никто, а ваш собеседник из власти - то это не диалог.
Вот вы читаете блог Илларионова. Он был советником Путина по экономики ещё когда тот не был президентом. И что? Теперь Илларионов призывает не разговаривать с властью, а объявить ей бойкот. Но Вы-то поумней будете, да?
=А в продажности меня не обвиняли никогда, вы первый.=
Я Вас совсем не в продажности обвинил, читайте внимательнее, вам ведь только 20-ть.
Неужели я так всё ясно изложил, что Вам нечего сказать?)
Я подчеркну, что хотя я и указал некие возможные последствия, но я не считаю что именно это должно быть основанием для принятия решений. Таковым должен быть деонтологический запрет: не иметь дела с пригосударственными мерзавцами, да и вообще с мерзавцами.
Вам понятна концепция деонтологического запрета, основанная на невозможности предвидеть все последствия?
Кстати, есть категория людей, на которых ЭТОТ деонтологический запрет не распространяется. Это священники, вроде патера Брауна у Честертона. Душеспасители, так сказать, даже без официального сана. Но не советую себя к таким относить, эта деятельность требует особого склада, долгого обучения, приходящей с возрастом мудрости и уверенности в себе. Как очень мало людей способны быть хорошими психотерапевтами, так очень мало людей способны быть душеспасителями. Вторых, даже, наверное меньше чем первых.
Нет, наоборот, вы очень сложно, длинно и запутанно написали. А я к тому же уезжала.
Я, как и любой «правильный» либертарианец, когда решаю, что можно, а что нельзя, оцениваю свои поступки с точки зрения аксиомы ненасилия. То есть моя этическая система завязана на вот этой вот деонтологии, а последствия - это уже вопрос эффективности и никакого отношения к этике не имеют. Все, что ненасильственно, условно «можно», а вопрос о последствиях встает, когда я задумываюсь, какого эффекта я хочу достичь. В данном случае, я полагаю, что эффект был положительный. Мои коллеги по партии придерживаются такого же мнения.
=способствуя приходу туда других людей=
Пожалуйста, не нужно больше о «других людях» - я все на этот счет сказала. Перестаньте же отказывать тем, кто старше и опытнее меня, в свободе воли, и обвините каждого из них лично в «юношеской самонадеянности и глупости», если вам это обвинение кажется справедливым. Если нет, то объясните мне, как самонадеянная 20-летняя девочка смогла запудрить мозги целой партийной ячейке)
По поводу тех секретных сведений, которые оппоненты могли бы получить в личном общении, скажу, что я, как и очень многие оппозиционные активисты, нахожусь на виду примерно 20 часов в сутки, и тому, кто захочет выявить наши настроения, вовсе необязательно создавать для этого отдельный проект. Ничего из того, что я могу сказать за столиком в клубе имени Канта, я не напишу в своем твиттере, и наоборот. В офисах всех мало-мальски серьезных политических организаций стоят прослушки, раз на то пошло. А «что-нибудь лишнее, экстремистское» я говорю и пишу так часто, что если бы это кому-то было нужно, давно бы дело завели.
=Если вы никто, а ваш собеседник из власти - то это не диалог.=
Да вот загвоздка в том, что я не считаю, что я «никто».
К чему пассаж про душеспасителей, вообще не поняла. Деонтологический запрет на агрессивное насилие относится ко всем без исключения. Тот, кто считает иначе, просто не либертарианец.
Вы не поняли мои "бытовые" рассуждения на тему "а что тут такого?", поэтому я попытаюсь подойти "научно". Этические системы можно грубо разделить на два вида: 1) телеологические или консеквентные - оценивающие поступки исходя из их вероятных последствий; 2) деонтологические - когда есть жёсткие запреты, никак не связанные (по крайней мере при поверхностном взгляде) с последствиями и поступки оцениваются с позиций нарушения/ненарушения этих запретов.
Библейские заповеди - деонтологические запреты (там не говорится "не укради потому что у этого будут плохие последствия"). Или запрет читать чужие письма. Почему нельзя их читать? Просто нельзя и всё?
Утилитаризм, социализм и вообще любой госинтервенционализм - это ломка деонтологических запретов ради (гипотетических) положительных последствий. И действительно, почему бы не отнять 1000 рублей у богача, для которого это пустяк, и не отдать бедной семье, где эта сумма может спасти ребёнка от смерти?
Ваше "а что тут такого?" - это предположение об отсутствии отрицательных последствий.
По сути я отказался говорить с вами о последствиях, указав что некоторые вещи не следует делать исходя из деонтологических запретов. Например, нельзя жать руку подлецу и негодяю, хотя какие тут отрицательные последствия? Вы не поняли этого аргумента.
Проблема с консеквентными теориями в том, что НЕВОЗМОЖНО предвидеть ВСЕ последствия. Даже элементарные ближайшие последствия не все могут предвидеть (Бастиа "Что видно и чего не видно"), а уж отдалённые НИКТО не может предвидеть. В каком-то смысле деонтологические запреты именно для того и существуют, чтобы не нужно было ломать голову об отдалённых последствиях. (Тут я опущу свои предположения, что деонтологические запреты возникают и закрепляются как эволюционно более выгодные стратегии, обеспечивающие лучшую выживаемость тем, кто им следует.)
И вот вы по сути говорите, что приходя в очень сомнительное место (гэбэшный гадюшник) и способствуя приходу туда других людей - вы ничего плохого не делаете. Я это расцениваю как юношескую самонадеянность и глупость.
Не нужно большого ума чтобы предположить какие гипотетические отрицательные последствия в принципе могут быть. Визиты представителей оппозиции в эту мышеловк делают проект успешным и придают вес его организаторам. Если бы Павловский оказался в вакууме и все в него плевали, он бы перестал быть нужен своим хозяевам. Визиты позволяют зондировать настроения оппозиции и оценивать её серьезность. Если с серьёзностью туго - то можно её игнорировать. Визиты позволяют влиять на деятелей оппозиции, направлять их в нужную властям сторону. Конечно, в основном туда приходит мелкая шушера, но ведь иногда попадают и серьёзные люди. Беседа в непринуждённой обстановке позволяет выявит слабости человека и понять как его можно использовать. Кто-нибудь вооюще может сказать что-то лишнее, экстремистское, а разговоры могут писаться.
Достаточно?
=я за подлость считаю сотрудничество, коллаборацию с плохими людьми, а не диалог.=
Знаете в чём разница между спором политических оппонентов и докладом властям о настроениях оппозиции? В должности собеседника. Если вы спорите с Павловским - вы докладываете властям о настроениях оппозиции. Диалог может быть только между равными. Если вы никто, а ваш собеседник из власти - то это не диалог.
Вот вы читаете блог Илларионова. Он был советником Путина по экономики ещё когда тот не был президентом. И что? Теперь Илларионов призывает не разговаривать с властью, а объявить ей бойкот. Но Вы-то поумней будете, да?
=А в продажности меня не обвиняли никогда, вы первый.=
Я Вас совсем не в продажности обвинил, читайте внимательнее, вам ведь только 20-ть.
Reply
Я подчеркну, что хотя я и указал некие возможные последствия, но я не считаю что именно это должно быть основанием для принятия решений. Таковым должен быть деонтологический запрет: не иметь дела с пригосударственными мерзавцами, да и вообще с мерзавцами.
Вам понятна концепция деонтологического запрета, основанная на невозможности предвидеть все последствия?
Кстати, есть категория людей, на которых ЭТОТ деонтологический запрет не распространяется. Это священники, вроде патера Брауна у Честертона. Душеспасители, так сказать, даже без официального сана. Но не советую себя к таким относить, эта деятельность требует особого склада, долгого обучения, приходящей с возрастом мудрости и уверенности в себе. Как очень мало людей способны быть хорошими психотерапевтами, так очень мало людей способны быть душеспасителями. Вторых, даже, наверное меньше чем первых.
Reply
Я, как и любой «правильный» либертарианец, когда решаю, что можно, а что нельзя, оцениваю свои поступки с точки зрения аксиомы ненасилия. То есть моя этическая система завязана на вот этой вот деонтологии, а последствия - это уже вопрос эффективности и никакого отношения к этике не имеют. Все, что ненасильственно, условно «можно», а вопрос о последствиях встает, когда я задумываюсь, какого эффекта я хочу достичь. В данном случае, я полагаю, что эффект был положительный. Мои коллеги по партии придерживаются такого же мнения.
=способствуя приходу туда других людей=
Пожалуйста, не нужно больше о «других людях» - я все на этот счет сказала. Перестаньте же отказывать тем, кто старше и опытнее меня, в свободе воли, и обвините каждого из них лично в «юношеской самонадеянности и глупости», если вам это обвинение кажется справедливым. Если нет, то объясните мне, как самонадеянная 20-летняя девочка смогла запудрить мозги целой партийной ячейке)
По поводу тех секретных сведений, которые оппоненты могли бы получить в личном общении, скажу, что я, как и очень многие оппозиционные активисты, нахожусь на виду примерно 20 часов в сутки, и тому, кто захочет выявить наши настроения, вовсе необязательно создавать для этого отдельный проект. Ничего из того, что я могу сказать за столиком в клубе имени Канта, я не напишу в своем твиттере, и наоборот. В офисах всех мало-мальски серьезных политических организаций стоят прослушки, раз на то пошло. А «что-нибудь лишнее, экстремистское» я говорю и пишу так часто, что если бы это кому-то было нужно, давно бы дело завели.
=Если вы никто, а ваш собеседник из власти - то это не диалог.=
Да вот загвоздка в том, что я не считаю, что я «никто».
К чему пассаж про душеспасителей, вообще не поняла. Деонтологический запрет на агрессивное насилие относится ко всем без исключения. Тот, кто считает иначе, просто не либертарианец.
Reply
Leave a comment