Безвкусица

Oct 28, 2010 10:16

«Олимпия»
1863



Как-то за последние пару тысяч лет в живописи сложилась традиция изображать обнаженными античных и библейских героев, ну или, в крайнем случае, богов. Если художнику хотелось обнаженного тела (термин «голые» - применяется исключительно в банях) он прикрывался какой-нибудь героической историей из древности. И все были довольны!

Но, некто Эдуар Мане посмел изобразить в обнаженном виде не какую-нибудь Венеру, и даже не Данаю, а взял - да и нарисовал в классической позе свою натурщицу - не богиню, не библейскую деву, а простую девицу из ничтожного сословия. Скандал был грандиозный! Какая пошлость, какой низкий скус, да как так можно подсовывать изысканной публике неизвестных девиц! Стыд и срам, одним словом.

«Портрет мадам Икс»
1884



Другой художник-импрессионист Джон Сингер Сарджент написал портрет дамы в маленьком черном платье. И снова грандиозный скандал! Да такой, что художнику пришлось эмигрировать из Франции в Англию на пмж.

И все из-за чего? Современным зрителям бросится в глаза изящная поза и отличная техника живописи, да и платье не такое уж «маленькое» по нынешним меркам, а современники посчитали бледность кожи намеком на падших женщин (злоупотреблявших пудрами), платье неприлично открытым, позу - вызывающей. Словом, неприкрытый разврат!

Эйфелева башня
1889



Не успели страсти улегтись, как общественность потряс очередной скандал. Под руководством инженера Густава Эйфеля была построена башня - входная арка Всемирной парижской выставки. Предполагалось, что это временное сооружение и будет олицетворять новые уникальные технологии строительства и гений инженерной мысли.

Но парижская интеллегенция непрестанно посылала гневные петиции с просьбами прекратить это издевательство над художественным вкусом и порчей исторического облика древнего города Парижа.

Никто их не послушал и сейчас башня является самой посещаемой достопримечательностью мира.

Бабушкин коврик
1950

Помнится, в фильме «Операция „Ы“» персонаж Вицина продавал коврики с русалками и приговаривал «налетай, торопись, покупай живопись!». Какой кич! А теперь привезенный из Германии в 50-х годах моей бабушке гобеленчик, заключенный в раму украшает интерьер не хуже чем в каком-нибудь захудалом шотландском замке. А сколько было попыток с моей стороны изрезать его в лапшу.



Мамина брошь
1970



Когда мне было 15 лет броши и бусы, составляющие мамины украшения, я считала верхом низкого вкуса. Они казались мне настолько пошлыми и вульгарными, что я в серьез подумывала выкинуть их на помойку. Но прошло -дцать лет и теперь я с удовольствием ношу их сама. Какая красота!

Интересно, лет через 100 потомки будут сокрушаться о том, что какие-то памятники покинули свои места, были разрушены или отправлены в металлолом?



философия, искусство

Previous post Next post
Up