5 дней один в пустыне

Oct 14, 2011 14:54

Так получилось, что я сегодня на весь день застрял в Мандалгове. Это центр аймака (фактически региона, т.к. это самая крупная административная единица в Монголии), но размером он с хорошее село. Есть музей, небольшой монастырь и интернет в здании почты. Раз уж выдалось времечко, выложу дневник своего пятидневного пребывания в одиночестве в пустыне Гоби.

День 1-й, утро:
Уазик дал ходу, быстро взобрался по склону, оставляя облако пыли, и скрылся за холмом. Ещё минут 10 я мог слышать удаляющиеся звуки его мотора, после чего настала полная тишина, и можно было слышать собственное сердце. Ветра не было, казалось, что весь мир поставили на паузу.

Уазик вернётся за мной через 3 дня в условленное место в 10 км от сюда. А пока я остался один. В 10 км на север есть колодец и несколько юрт кочевников-верблюдоводов. По пути я проверил исправность колодца и познакомился с хозяином одной из юрт -- Рашем.

День 1-й, вечер:
Весь день посвятил изучению окружающих каньонов и скал. Пейзажи великолепные. Особенно когда всё становится ярко красным на закате. Никогда не был в подобном месте.

Часто встречается гобийский лук -- это съедобное растение и его вкус действительно напоминает репчатый лук.

Скоро полнолуние и видимость ночью колосальная. Легко можно совершать переходы.

День 2-й:
Решил проверить различные способы добычи воды в пустыне, которые так любят в книгах по выживанию.

Начал копать... Копал в русле пересохшей реки, у основания крупных скал, в ложбине за первым барханом. И хотя из всех возможных мест всегда выбирал те, где поболее растительности, результат всегда был отрецательный. Наверное, вода там всё же есть -- на глубине в 5-6 метров как в том колодце у юрт. Однако песок после первых 20 см становился очень влажным. Завтра попробую выпаривать из него воду.

К вечеру на до того совершенно ясное небо нагнало облака.

День 3-й:
Удалось добыть немного воды, выпаривая на солнце из растений и из песка. Всего миллилитров 200. Но размер моих испарителей ограничивался размером имевшегося полиэтилена, а я не брал специально для этого большие куски. Оказалось, что саксаул, каким бы зелёным ни казался, не даёт влаги, а вот гобийский лук показал хороший результат.

Встретил зайца-толая и сову.

После захода солнца при свете луны переместил лагерь на 10 км к северо-востоку. Здесь нет таких возвышенностей как ранее и даже с вышей точки не видно юрт. Чувствую себя первым человеком на Марсе.

День 4-й:
С утра отправился к скалам и барханам, что ещё в 15 км на Северо-Восток. По пути проверил колодец, отмеченный на генштабовской карте. Колодец Улан-Эршйн-Худук и вправду существует, но вода в нём зацвела, так как видимо пользуются им не часто.

Вернулся в лагерь к обеду, но обед готовить не стал -- поел сухофруктов с водой. Сейчас октябрь и нет такой жары как в августе, но сегодня печёт, и до 16-00 я решил оставаться в укрытии.

Свернув лагерь, направился к точке, где завтра меня должны забрать. Встал метрах в 500 от неё в саксауловом лесу у невысокого обрыва. В лесу много тушканчиков. Вечером они издают забавные звуки, совсем не боясь себя обнаружить.

Рядом колодец с чистой водой -- впервые за последние дни можно пить без ограничения. Многие колодцы, которые я встречал, совмещают в себе функцию поилки для скота. Колодец распологается в небольшой будке, к которой присоединён длинный лоток. Вынимая воду, можно сразу выплёскивать её в лоток. У моего колодца собралась толпа верблюдов. Они весьма настойчиво попросили, чтобы я наполнил им лоток.

После захода солнца на небе появилась большая и совершенно черная туча. Туча в полной тишине под стать всей природе вокруг прошла стороной, сверкая яркими беззвучными молниями.

Надеюсь, водитель обо мне не забыл. Выбраться самому от сюда хоть и возможно, но весьма не просто.

День 5-й:
Ещё ночью зарядил могучий ветер. Температура упала. Палатка ходит ходуном. Если вчера я пережидал жару в укрытии, то сегодня пришлось принимать меры, чтобы не замёрзнуть. Сложно было приготовить завтрак -- я готовлю на 80-м бензине и в палатке этого делать никак нельзя. Как выяснилось, в Монголии даже в сомонах можно купить газовые баллоны типа казгас (дихлофосные). А в Улан-Баторе скорее всего и резьбовые. За 4 дня на монгольском бензине мой Primus MultifuelEx окончательно закоксовался -- пришлось разбирать и чистить, а также смазывать поршень насоса.

До 13-00 просидел в трясущейся палатке, потом собрался и пошёл к месту встречи. На открытом пространстве ветер стал ещё силнее. Благо буханка уже стояла у юрты Раша. Когда с такого ветра входишь в юрту это примерно как с мороза в протопленную русскую избу.

Внутренняя планировка юрт остаётся традиционной. Разве что алтарь напротив входа как правило теснит телевизор -- редкий кочевник ныне не имеет спутниковой тарелки.

Согревшись двинулись в путь. По пути заехали в сомон за родственниками водителя -- они едут в аймак на свадьбу. В буханку набилось ещё 10 человек -- стар и млад -- куча мешков и коробок с подарками. Едут на пир. Дорога сопровождалась песнями и непременным распитием водки.

Все очень удивлялись почему я -- русский -- не пью. Отказываться от водки нельзя, но можно не пить. Для этого нужно выполнить определённый ритуал -- взять стакан или пиаллу (рюмки тут не в почёте), окунуть в неё кончик безымянного пальца, бросить с него каплю водки в воздух и правой рукой вернуть стакан.

В аймак приехали затемно. К ночи выпал снег.

путешествия, пустыня, остаться в живых, Гоби, Монголия

Previous post Next post
Up