Оригинал взят у
a_katkov в
Шичида, Доман и не толькоВо-первых, сразу замечу, что любую методику (будь то Доман, Шичида и др) Мы стараемся адаптировать под нашу специфику и планы. Поэтому в чистом виде занятий ни по одной методике у нас нет. Однако, заинтересовавшись методом Шичиды мы увидели возможность СИСТЕМНО ежедневно заниматься развитием конкретных навыков у малыша.
Что нас привлекло и заинтересовало в первую очередь?
1) развитие интуиции
2) формирование фотографической памяти (даже в урезанном варианте - просто отличной памяти
3) развитие правого полушария.
На самом деле метод Шичиды включает в себя множество тех занятий, которые делает каждая мама и часть из которых есть в тестах и заданиях для соотвествующего возраста. Силу этого метода я виду в системности и регулярности отработки каждого навыка. Причем ежедневной. Итак, какой план занятий на день у нас получается сейчас.
Большое внимание в Шичиде уделяется настройке на занятие у малыша. Предполагается включение музыки, создание ритуала (обнимашки-целовашки) , сосредоточение и успокоение (шар энергии так называемый). Однако. в нашему случае Тимуру так нравится, что специально настраивать его на занятия я не вижу нужды - он, что называется, всегда готов. Кроме того, я не очень понимаю занятий под музыку. даже если она спокойная и ненавязчивая. Я лично считаю, что музыку надо слушать и слышать. Но ритуал подготовки к занятиям у нас таки есть:) И состоит он в выборе машинки (или зверя), который будет Тимуру "помогать". После этого мы сразу переходим к занятиям.
Ниже я буду приводить примеры - эти примеры мы исползовали сегодня (то есть это программа одного дня)
1) Развитие интуиции и передача образов. С интуицией Тимуру туговато. Он первое время вообще не понимал в чем смысл и почему нет логики в игре. Сейчас с радостью играет. Примерные задания: - Мама загадывает цвет/форму или любой предмет и мысленно передает его ребенку. Малыш должен угадать какой что загадала мама. Весело и интересно играть на улице.
Например, берем одну картинку и один пустой листочек. перемешиваем так, чтобы малыш не мог видеть где листочек с картинкой (мы делаем 2 одинаковых кусочка картона и на один клеим картинку). Выкладываем перед малышом. Просим угадать под каким листочком картинка..
2) Этот пункт мы условно назвали "фантазия по картинке". Берем любую картинку (можно просто листок сказки открыть) и предлагаем пофантазировать. Например. кто прячется за вот этим нарисованным деревом? А что он там делает? Ему тепло или холодно? Кого он там ждет? Во-первых развивается образное мышление, во-вторых, это стимулирует ребенка говорить. Тимуру очень нравится. Будем работать над расширением словарного запаса (сейчас это некоторое ограничение) Пример не привожу, ибо картинка может быть абсолютно любой. Вы даже можете просто лечь и вспомнить что-то реальное из вашей жизни. Или пофантазировать насчет предстоящей поездки.
3) Развитие тактильных ощущений: коробка с сюрпризами. Сделали вот такую коробку.
Внутрь вкладываем разные предметы (например, вата, шишка, камень, мыло) Предлагаем малышу потрогать и угадать что там. Тимуру очень нравится. Угадывает часто.
4) Запахи (готовим пару запахов и предлагаем понюхать) Спрашиваем вкусно ли пахнет? Какой запах: резкий или нет? Делаем редко, к сожалению.
5) Мандала. Упражнение для развития фотографической памяти. Делаем ежедневно. С начала занятий с ней прошел всего месяц. Результат: способен воспроизвести 3 -оттеночные картинки. Замечательное упражнение на краткосрочную память. Будем точно продолжать! Мандалы упростили и делаем сами ежедневно.
6) Словарное лото. Этим занимаемся уже больше года (в рамках обучения чтению). Идет всегда на ура. Основная сложность - готовить новые лото ежедневно. Но в принципе сейчас успеваем и делаем каждый день новое. Выглядят все однотипно. Слова естественно разные - часто делаем по теме, которую проходим. Необходимо найти к каждой картинке слово. Это задание Тимур делает безошибочно.
7) Лото математическое. Положить нужную цифру на картинку. Легко и просто выполняет. Стимулируем счет.
На этой картинке надо было посчитать сколько к Тимуру приехало велосипедистов и сколько мотоциклистов. Найти нужную цифру для велосипедистов и мотоциклистов.
Иногда делаем смешенные лото. где есть и цифры и слова, и картины, и флаги, и цвета.
8) "Проводилка" для развития моторики руки. Иногда распечатывам, иногда сами рисуем, иногда берем готовые картинки из книжек типа "Послушный карандаш".
9) Лабиринт. Обязательное занятие. На первых порах действовали так же как с нахождением отличий: рисовали простой лабиринт сами или вот такие варианты. Сейчас уже легче. Развиваем навыки.
10) Найди отличия. Писал пост об этом занятии. Ежедневно делаем задание по поиску отличий. Перед поиском показываем 1 картинку на 3-5 секунд и потом показываем Тимуру уже обе и спрашиваем первым делом: "какую ты видел?" Пока ни разу не ошибся, что для меня удивительно
11) Математика по 65 дневной программе Шичида. Один раз в день показываем точки из математики Домана и один раз презенташку с машинками, самолетами и пр.
12) Найди одинаковые предметы. Дублирует тему найди отличия.
13) Фразы с картинками для стимулирования чтения. На одной стороне листа текст - на другой картинка. Идут на ура - очень нравятся. Смотрит штук по 30 минимум каждый день.
Картинки берем из разных журналов и пишем подходящие фразы. Опять же в первоисточнике - Доман - это описано хорошо.
14) Презентация по Шичиде отличается быстротой показа карточек (или картинок в презентации). От 100 картинок. К сожалению, времени делать презенташки не хватает, поэтому пользуемся готовыми с просторов интернета.
15) Логическая фепочка Linking Memory. Перед ребенком выкладывается ряд картинок и составляется смешной или не очень рассказ. После рассказа карточки смешиваются и ребенок должен воспроизвести цепочку и по возможности - рассказ. Идут у нас на "ура". Тимур сам просит составить рассказ. В день делаем по 2-3 цепочки. Сейчас, спустя месяц Тимур воспроизводит цепочки из 8 слов. Из 9 уже сложнее и зависит от запоминаемости истории - поэтому получается не всегда. Шичида считает. что после 15 картинок можно говорить о формировании фотографической памяти. Обязательно стараемся чтобы в цепочках участвовали: слова , цифры, флаги стран, цвета из набора 100 цветов, картины художников (пригодилась не очень хорошо выполненные для глобальных вещей серия "50 художников" издательства «De Agostini»)
Фраза к примеру может звучать так: "Однажды девочка (выкладываем карточку) взяла зеркальце (карточка), села в свою коляску (карточка) и поехала кататься по широкой дороге (карточка). Потом она устала, увидела лавочку (карточка), присела на нее и стала отдыхать. Тут вдруг, откуда ни возьмись - корова (карточка) и как замычит Мууууу (карточка)"
16) Ребенку показывается карточка 2*2 или 2*3 или 3*3. В каждом квадратике - картинка. Показывается на 3-5 секунд и убирается. Ребенку нужно воспроизвести места каждой картинки. Тим успешно делаем квадраты 2*2.
17) Эфолюция. Показывается событие, или эволюционные изменения. Просят ребенка разложить в нужном порядке. Ну например 4 картинки: младенец-мальчик, мужчина, старик. Или процесс, как сегодня:
18) Музыкальные минутки в Железновыми. Пропеваем нотки и песенки.
19) Творческое задание: лепка, аппликация, витраж, рисование, тесто и пр. К примеру, придумай узор и раскрась ковер для дяди
20) Найди лишнее - задание на логику. Нам очень нравится, что Тимур хорошо отвечает на вопрос "почему это лишнее?": "Патамуньтя... и дальше его предположение". На самом деле уже очень неплохо выделяет признаки объектов и предметов.
Обязательно несколько раз показываем примеры по такому вот пособию.
Оно оказалось гениальным для нашего возраста, умений и ситуации. А стоило, к слову, около 11 рублей.
Все задания дублируем словами. Например, сегодня еще было задание на пополнение словарного запаса. Какая дверь полностью закрыта/приоткрыта/открыта
В Шичиде есть еще разминка для глаз и медитация. Разминка для глаз у нас смысла не имеет ибо на компьютере - только презентация. Остальное печатаем. Эти задания делаем каждый день! Поскольку объем большой - дробим блоками с разными занятиями (чтобы в каждом была и математика, и внимание, и чтение, и логика). Занимаемся - играем, занимаемся - играем. Плюс к этому много заданий на метматику, логику и чтение сейчас выполняем. И конечно, это не конечный план - есть еще занятия, которые мы планируем ввести. Для этого должны уйти часть занятий. которые уже есть (например. когда Тим активно зачитает)