Каждую неделю в детский сад приходила бойкая весёлая женщина в возрасте - методист Мальцева. Её многочисленные книги о преподавании русского языка и развитии детей красовались на полках. Как у каждого, увлечённого и напористого человека, у неё были свои причуды.
- Поможешь облака вырезать из ярко-синей бумаги? Я уже не справляюсь, - попросила меня одна из воспитателей. - Вот тебе ножницы, по этой заготовке делай такие же.
- Почему облака синие?
- Так требует Мальцева. У неё уже выверенная аппликация и нужно делать, как она просит.
- А волны что - чёрные?
- Чёрные, - вздохнула она.
Каждый день на помощь двум преподавателям, погружённым в обучение окружающей среде и русскому языку, приходили другие, вырезая бабочек зелёного цвета, облака синего и т.д.
Дети живо откликались на использование перчаточных кукол, которых раньше я считала дурацкими и бесполезными. На полке лежала мягкая перчатка с головой петушка. Я надела её на руку, и двое детей сразу забросили игрушки, с которыми сидели на коврике, и подошли ко мне.
- Холёсий какой! - погладил петушка Саша.
- Я - Куконя Петушковский! Люблю играть, люблю гулять, кушаю зёрнышки, - сказал Куконя моим голосом.
Теперь меня уже облепили сразу несколько детей:
- Ещё, ещё! Пусть Куконя расскажет, какие мультики любит! Куда ходит гулять!
- Я попрошу вас больше не брать методический материал просто так, ради забавы,- предупредила меня через пару дней Мальцева. - У детей уже закрепилась ассоциация этой игрушки с русским языком. Она используется для повторения слогов. А теперь они не занимаются на уроках, начинают хихикать и баловаться.
Несмотря на то, что садик был заявлен как «с углублённым изучением английского», никакой методики преподавания английского не существовало и в помине. емы для обучения давала управляющая. Так я получила задание придумать и провести занятие на тему «Пираты».
Кто решил, что для трёхлетних детей, часть из которых была с особенностями развития, знание всего, что связано с мореплаванием, кораблями и оружием - жизненно необходимо? Они не помнили даже названий продуктов питания и дней недели! Также предполагалось использование «сенсорных коробок». Под этим громким и наукообразным названием подразумевается то, что все мы лучше воспринимаем и усваиваем материал, если в ходе занятия можно что-то взять в руки, потрогать, например, песок и какие-то камешки, воду и т.д.
К счастью, в саду был игрушечный корабль и фигурки, изображавшие людей разных профессий. Среди них были даже моряки и пираты! Вначале они выходили в открытое море, а затем… Я решила взять фигурку торговца с небольшим прилавком. По легенде, пираты оказывались на необитаемом острове, который простирался в коробке с песком. Этот фермер был единственным жителем острова и предлагал им купить продукты, самые настоящие, за деньги. Таким образом, я хотела помочь детям выучить несколько необходимых слов. Управляющая была вторым педагогом на занятии и контролировала процесс. В ходе подготовки и обсуждения занятия, мы ругались из-за каждого пустяка. Ей не нравились ни мои идеи, ни видение ситуации.
Накануне занятия я пошла в магазин, где купила упаковку спичек, которые выбросила, освободив коробочки. Теперь нужно было найти товар. Крохотные крекеры «рыбки», отборный изюм, орехи, шоколадное разноцветное драже. Этого мне показалось недостаточно. Купила перепелиные яйца и сварила вкрутую. Нагрузив всем этим сумку, привезла в садик.
Малыши по очереди помогали добавлять воду в ёмкость, куда поставили корабль. Этот процесс растянулся, так как Вова-аутист вырывался и бузил, Соломон увлёкся плесканием в воде и облился, а Савелию понравились водоросли, когда в коробке, наконец, появилось настоящее море. Целью создания моря было, конечно, проговаривание слов на английском, таких, как «акула», «корабль», «плавать». Детям позволили немного повозиться с кораблём и игрушечными рыбками, после чего они послушали песню на английском про пиратов и ушли на перерыв.
Когда пираты потерпели кораблекрушение и оказались в коробке с песком, они встретили фермера, единственного жителя острова. Детей привлекли крохотные коробочки, наполненные настоящими орешками и изюмом. Кульминацией истории стало требование человечка заплатить деньги за товар. Некоторые малыши от удивления раскрыли ротики: вот какой! Решение не заставило себя долго ждать: пираты стали искать клад. Предварительно на дне коробки была закопана горсть монет с таким учётом, чтобы каждому ребёнку досталось хотя бы две.
Савелий увлечённо пыхтел, вооружившись крохотной лопаточкой, сбивая игрушечную пластиковую пальму, поставленную на песок. Наконец выкопал настоящую монету, эмиратский дирхам. Фермер благополучно продал его герою товар, оказавшийся через пару минут под ботинком Соломона. Савелий издал писк, указывая пальцем на произошедшее. Соломон убрал ногу. В этот момент аутист-Вова, оказавшийся по близости, подскочил и поднял с пола раздавленный крекер, с хохотом положив его себе в рот.
- Всё! Занятие окончено! - подытожила управляющая, вытирая пот со лба.