Я ненавижу пустопорожние разговоры о политике и войне. Они никогда ни к чему хорошему не приводят. Рассуждая о политике и государстве, мы приучаемся видеть толпу, не замечая отдельных лиц. Узнавая человека другой культуры, каждый раз будто рождаешься заново: если ты был в Египте и гулял по улицам Каира, ты помнишь глаза детей, которых встретил, и руки людей, которые приносили тебе горячий кофе. Теперь каждый из них - сам за себя и не ответственен за политику его страны. Но каждый раз, когда кто-то пристально вглядывается в мое лицо, выясняя, какой я национальности, или рассуждает о погибших людях, как о горстке пепла, я вижу рождение зверя.
«Убить неверных!» кричали мои прадеды, тыкая пальцами в прапрадедов моего приятеля, Марка Либермана. Те цокали языками и уходили учить трактаты, в которых древние раввины объявляли, что обманывать моих родственников, это правильно и даже предпочтительно, а вот евреев - не следует. Шли десятилетия. Моего прапрадеда расстреляли большевики во время молитвы в мечети. Прапрадед Марка окончил университет в Минске, а затем переехал в Москву. Его дети уехали в Тель-Авив, но так и не смогли прижиться.
- Чего ты боишься больше всего? - спрашиваю я Марка. И он, пошмыгав от смущения носом, отвечает:
- Что люди видят не меня, а толпу хасидов в белых гольфах и высоких меховых шапках. Я боюсь, что они, не успев ничего понять, решат все за меня. А чего боишься ты?
- Того, что обо мне судят по моей фамилии. Что, услышав ее, они представляют, как я режу баранов на Курбан-байрам.
Потом мы вместе смеемся и ненадолго забываем о своих страхах. До следующей встречи со зверем.
Примечание
В новостях показывают семью украинцев. Во время обстрела отцу пятилетней девочки оторвало ноги у нее на глазах.
Что говорит зверь: 1) Так вам хохлам и надо, вы заслужили 2) Надо русских убивать, это они все затеяли 3) Эти хохлы были неправильными хохлами, они плохо говорили по-украински и хотели отделиться
Что говорит человек: 1) Найдется ли психолог, который поможет девочке справиться с увиденным? 2) Куда поступит на лечение отец ребенка? Есть ли возможность переправить его в хорошую больницу? 3) Боже, а вдруг со мной случится такое? Или с моей дочерью?
Купленная в палатке шаурма оказалась невкусной.
Что говорит зверь: 1) Это чурки виноваты. В институте, где я учусь, есть Азат, он тоже чурка, поэтому я скажу ему все, что думаю об их чучмекской кухне. 2) Я вернусь сейчас в палатку и в морду этим чучмекам швырну, и потребую мои деньги назад 3) Я теперь точно соберу ребят и мы устроим митинг около мечети, и будем призывать славян разобраться и очистить город от таких уродов.
Что говорит человек: 1) Наверное, этот бизнес не отлажен и рецепт изготовления плохой. Завтра куплю в другом месте 2) Может, повар - новичок, еще не научился готовить 3) Наверное, такая кухня - просто не мое 4) О чем я думал, покупая в палатке на улице? Сам виноват, за такую цену и в таких условиях качественную еду не купишь
Зверь обожает делать псевдо-комплименты. «Был у нас один коллега. Еврей, как и ты, но мировой мужик!» А если бы он оказался дурным человеком, вы бы и меня стали ненавидеть? «Все говорят, что казахи - второсортные люди. Но я-то в курсе, что у них в стране высочайший уровень экономики. Я - очень люблю казахов!» То есть, человек обвиняет в национализме весь мир, кроме себя.
В природе встречаются такие типажи, как «зверь по понедельникам». То есть, тот, кто в одной ситуации ведет себя как человек, неожиданно может повести себя как зверь. Если ему так выгодно или вожжа под хвост попала.
Встреча настоящего человека и зверя наедине почти всегда становится роковой для одного из них.