В. И. Перфильев: Илимские партизаны

Mar 31, 2021 17:46

Из книги «Воспоминания участников Гражданской войны в Восточной Сибири 1918-1920 годов (по материалам ГАНИИО)».

Косые лучи восходящего солнца золотили макушки холмов. Поднявшись с земли, белый туман чуть заметными каплями падал на землю. Наигрывая в рожок, пастух гнал в поле стадо. Последнюю песню пели петухи. Чуть поплескивая веслами, бросая по сторонам золотые капли, вниз по речке Илиму двигалась лодка. До 15 колчаковских солдат сидело в лодке, одетые во френчи, с кокардами на фуражках и в погонах. У одного даже блестящие серебристые погоны. Это поручик Рубцов, под его командой и званием находился весь отряд. Это был первый карательный отряд белых в нашем Н-Илимском крае. Главным помощником Рубцова в его отряде был сын купца Абрашка Перец и чуждые трудящемуся люду элементы. В середине лодки сидел, понурив голову, кузнец из соседней деревни. Пьяный поручик подал команду. Лодка причалила к берегу, солдаты выскочили на берег, окружив кузнеца, повели в деревню, подталкивая его прикладами винтовок.
[Читать далее]Это была первая жертва колчаковской реакции, производимая карательным отрядом Рубцова. «Ну, сказывай, кто у вас тут еще большевики», - кричали пьяные каратели побледневшему кузнецу. Последний упорно молчал. Тогда поручик Рубцов дал приказ своим солдатам «немедленно всыпать 25 шомполов». Четверо солдат схватили кузнеца, вывели его в ограду, свалили на пол и по подсчету Рубцова дали 25 ударов шомполами. После этого опять допрашивали и держали под конвоем двух солдат. Невозможно было без злобы и раздражения смотреть на эту кровавую расправу над беззащитным, безвинным и безоружным человеком. Его ватные брюки были смочены кровью от производимой порки. Опьяненный отряд бандитов под командой Рубцова бесчинствовал. Намеривались еще в дороге, плывя в лодке, по рассказам ямщиков, расстрелять свою жертву, но по уговору ямщиков, оставили живого кузнеца, но избили шомполами. Опьяневший поручик, раскачиваясь, хлопая по голенищу сапог нагайкой, расхаживал перед своим отрядом пьяных бандитов. Только благодаря пьянке бандитов и при помощи местных крестьян активистов-бедняков кузнец скрылся от отряда, убежав в лес.
Доброволец Перец из отряда Рубцова, как местный Н-Илимский житель, знал всех бедняков-батраков, активистов и доносил Рубцову, что они большевики, а последний со своей шайкой гонялся за крестьянами и производил порку и убийство. Также этот отряд имел связь с купечеством, попами и кулаками, которые мстили бедноте за взятое у них имущество и земли в 1917 году, указывали, что они большевики, много крестьян скрывалось в лесу и по заимкам, боясь мести купечества и порки или расстрела от бандитского отряда Рубцова.
Летом того же года отряд Рубцова расстрелял батрака в д. Макаровой, последний работал на пашне, окапывая пни вновь разработанной земли, и приехавшие четверо бандитов расстреляли его прямо в поле и приказали населению, чтобы не хоронить расстрелянного. Труп, окровавленный и обезображенный, несколько дней, пока не стал разлагаться, валялся в поле. Но родственники последнего ночью тайно закопали этот труп около Листвянки, около места расстрела. Однажды мы получили известие, что в д. Бубновой недалеко от Н-Илимска бандитский отряд Рубцова собрал общее собрание граждан, окружил здание и выпускал крестьян по одному, пропуская через строй шомполов и нагаек. Слабые падали в обморок, так как не могли выдержать порки. Население от карательного отряда было терроризировано.
Были также случаи, когда пороли крестьян, каждого десятого, выпытывая большевиков. Возмущение росло. Крестьяне толковали о расправе с этим отрядом бандитов. Вдруг получилась весть, что появился второй отряд под командованием офицера Красильникова. Ну, может этот лучше, говорили крестьяне. Но строго просчитались. Отряд Красильникова был также одинаков, такой же карательный, такой же бандитский, также пороли и издевались над крестьянами, как и отряд Рубцова.
- Ну, ребята, нужно нам обдумать, как нам избавиться от этой сволочи, - говорит собравшейся кучке благонадежных крестьян односельчанин Василий Павлович. - Пока нас всех не перепороли, да не расстреляли, надо браться за оружие, какое у нас есть и шлепать эту гадость. Нам можно их легко уничтожить, вот только взобраться вот на ту горку, - указал он корявым пальцем на рядом с деревней возвышавшейся холм, рядом с которым протекает река Илим. - Только закидать им с того яра в лодку гранату и точка - ни одного в живых не останется.
-      Да, а как же ямщик? - возразил сосед его, Иван. Ведь погибнут безвинные люди. Это, во-первых, а во-вторых, придет другой отряд, сожгут наши деревушки и семьи все повырежут.
-      Ничего, - вмешался третий. - Я слышал от Степана Романовского, который сейчас от бандитов скрывается, что идет Красная Армия и гонит белых в хвост и гриву. И нам нужно подготовиться и бить эту банду. Нас наберется много и ничего нам бандиты не сделают, а воевать нас учить не нужно, повоевали при царе и умеем стрелять из пулеметов и из винтовок. А оружие мы наберем, есть кое у кого, и винтовки, и бомбы достанем, а также пойдут в ход и дробовики. А провиант у нас есть, притом и у беляков отнимем.
- Верно, - согласились все и решили готовиться к выступлению... Через несколько [дней] мы получили сообщение, что идет к нам какой-то отряд «особого назначения». Было странно, что этот отряд не занимается ни поркой, ни расстрелами.
- Да, ребята, это что-то особенное. Отряд белых и плетями не дерут, - удивлялся ранее поротый белыми, скрывавшийся кузнец. - Или это подлог, или есть там свои ребята.
- Ну уж, нашел своих, - огрызнулся один из нашей группы.
- Ничего, - вставил второй, есть старые солдаты, то они пороть не будут и не дадут пороть крестьян. Ведь оружие-то в их руках. Ухлопать офицерню и готово дело.
- Да, согласились все.
«Отряд особого назначения под командованием Мамаева» спустился вниз по Ангаре до д. Едормы Карапчанской волости и в этой деревне произошло восстание: перебив офицеров и генерала Мамаева, организовалось 2 партизанских отряда.


Гражданская война, Белый террор, Белые

Previous post Next post
Up