В. Мазунин о Гражданской войне в Казани и Арске

Feb 19, 2021 06:06

Из сборника материалов о чехо-учредиловской интервенции в 1918 г. «Борьба за Казань».
…т. Копко и т. Лавринович приняли участие в работе Чрезв. Следств. Комиссии; вслед за ними стал работать там и я...
В дальнейшем натолкнулись на офицера С. С-ого (второго сына попа из худож. школы), в котором можно было предполагать организатора белоармейцев. С-кий С. впоследствии был активен в делах контрразведки к-та учредилки в Казани. Его руки обильно облиты кровью казанских рабочих.
Наблюдение по следам С-кого заставило т. Копко с шестью красногвардейцами, с целью ареста его, направиться в Раифскую пустынь.
По всей вероятности, С-кий заблаговременно надумал устроить там для наших товарищей ловушку. Товарищи в монастыре получили разрешение на ночлег. Ночью монахи собрали окрестных крестьян и связанными предали товарищей на самосуд толпы, обвинив их в попытке ограбить монастырь. Озверевшая толпа, подстрекаемая жрецами Христа, живыми сожгла т. Копко и тт. красногвардейцев.
Проявление звериной ненависти к пролетарским революционерам было предупреждением казанским рабочим о том, на что способна белогвардейщина.[Читать далее]
Пусть помнят рабочие и их дети, что воспитателем и организатором палачей пролетарских революционеров был поп (отец братьев С-ких), а участниками - спасающиеся от греховного мира овцы христовы.
Вскоре после этого печального события было произведено покушение на т. Шейнкмана, председателя Губкома и т. Олькеницкого, в результате которого последний был убит...
Казанская организация в один день хоронила своих лучших борцов: т. Олькеницкого и останки сожженных семи товарищей.
...
Андриянов рассказал об учредиловском властвовании, о производимых массовых расстрелах - достаточно по злобе назвать кого-либо большевиком, чтобы его расстреляли. Был такой случай на базаре по указанию торговки; потом оказалось, что расстрелянный никакого отношения к революции не имел. Андриянов говорил, что все, как сумасшедшие, ищут возможности участвовать в расправах.
...
Вскоре после организации комендатуры в Арске мы получили сведения, что в одной из волостей, ближе к нам от Атней, объявлена белогвардейская мобилизация. Было решено эту мобилизацию перехватить, объявив свою. В эту волость поехал небольшой отряд - несколько коммунистов татар и кто-то из русских. Путем уговоров и агитации мобилизация была проведена в нашу пользу.
Для Азинского отряда нужны были бинты и чай. Все лавки города были закрыты, а купцы скрылись. Пришлось замки лавок взламывать. С этой целью ходило несколько человек: я, два красноармейца-немца из бывших военнопленных и кто-то из татарских коммунистов. Мы обошли все лавки, собрали чай и дешевую мануфактуру, похожую на марлю. Из остального в лавках ничего не тронули. Причем протокол составлялся при понятых. Купцов очень удивило, что в их лавках прочий товар тронут не был, а убытки, понесенные от нашего обхода, были незначительны. На другой день торговля в городе шла обычным порядком.
Крестьяне приходили в комендатуру за различными справками и за разрешением их тяжб. Приходилось разрешать уголовные дела деревни.
По настоянию ячейки был арестован начальник продовольственного отряда (беспартийный), работавший от II-ой армии. Он терроризировал деревню, устраивал различные бесчинства. Трибуналом II-ой армии он был расстрелян.
Это особенно хорошее впечатление произвело на крестьян.
Когда была объявлена мобилизация лошадей, то комендатура могла выбирать действительно подходящих для армии.
После того, как Казань была уже взята нами обратно, в Арске вспыхнуло восстание на почве неумелого сбора продразверстки. В качестве продкомиссара там работал, если не путаю фамилию, Белькевич, Этот Белькевич работал в комендатуре. Были получены сведения, что он сын казанского помещика. У нас он не пользовался ни малейшим доверием и ячейка старалась удалить его из комендатуры. Белькевич подавал в ячейку заявление о вступлении в партию и получил отказ. Впоследствии он в партию все-таки вступил и оказался на ответственной работе продкомиссара или начальника отряда продовольственников. Здесь он принял все меры, чтобы устроить размычку между крестьянами и рабочими. Мне передавали, что он избивал мужиков плетями. Вызвал восстание, в подавлении которого сам же принял горячее участие.
Узнал я о падении Казани следующим образом. Ночью сижу дома и чувствую движение народа на улице и вижу целыми массами идет народ с мешками, со скарбом, старики, старухи. Я остановил одну старуху и спросил: «ты куда бежишь?» Она говорит: вот идут большевики, они, говорят, грабят и насилуют»... Днем 9 сентября я вышел в Совет Профсоюзов, посмотрел в окно и вижу Эдельштейн, Брук, Нелидов в походной
форме, с винтовками идут за повозками. Напротив Дома Труда был госпиталь. Я выскочил на улицу и спросил: «куда вы собрались?» Они говорят: дело дрянь-завтра придут большевики, поэтому мы уходим. Тогда ушло больше половины города. В эту ночь я совершенно не спал и часов в 8-9 утра пошел в центр города. На улицах мертво, за исключением лиц и групп явно пролетарского происхождения. Дошел я до Рыбнорядской улицы и здесь встретил кавалерийские красноармейские части. На этом я могу кончить свои воспоминания.



Гражданская война, Белый террор, Красные, Попы, Продразвёрстка

Previous post Next post
Up