Представители Люберецкого района Совдепа явились в Николо-Угрешский монастырь и потребовали предоставления в порядке конской мобилизации имеющихся в монастыре лошадей для нужд Военного Комиссариата. Принявший представителей Советской власти настоятель монастыря вызывающе заявил, что «вашей Советской власти не признаю, а поэтому делайте все, что хотите, - грабьте - без моего согласия». Представители Советской власти направились к митрополиту Макарию, проживающему в этом монастыре. Митрополит выслушал требование о подчинении декрету и попросил подождать ответа полчаса. А в это время монахи послали гонцов к окрестным крестьянам, чтобы натравить их на представителей Советской власти. Эти гонцы уверили крестьян, что большевики грабят монастырь, убивают духовенство и т. п. Собралась толпа крестьян, преимущественно кулаков, пригородных огородников и, возбуждаемая подозрительными личностями, проживающими в монастырской гостинице, избила представителя Совета. А личности из монастырской гостиницы все время подзадоривали толпу, крича: «смерть большевикам». Убийство было предупреждено самоотверженным выступлением крестьянина Гусева, разъяснившего толпе, что сначала необходимо подробно разобрать все дело. Представитель Советской власти был заключен в пожарный сарай, где и просидел несколько часов, пока не пришла окрестная деревенская беднота и не освободила заключенного. [Читать далее]Уездная Чрезвычайная Комиссия, получив донесение о всем происшедшем в монастыре, обратила на это дело особое внимание. Она установила, что в монастырской гостинице приютилось много белогвардейских элементов из г. Москвы, которые развивают, прикрываясь религией, энергичную противосоветскую пропаганду среди местных крестьян. Кроме того, установлено, что покои митрополита Макария - скрытый штаб черносотенцев, откуда исходят черносотенные листки, проекты, воззвания и проч. Уездная Ч. К. постановила произвести в монастыре обыск. Обыск начался с покоев самого митрополита Макария, во время которого обнаружено много документов, свидетельствующих об его контрреволюционной деятельности... В этом штабе разрабатывались проекты различных православных организаций для объединения на религиозной платформе с целью противосоветского переворота. Найден проект организации государственной власти и государственного строя, путем создания специально для этой цели Комитета, «Союза Приходских Общин». Этот Комитет подготовлял Всероссийский «съезд общин» для разрешения вопросов о спасении родины. В найденных документах самое выдающееся по гнусности, это - призыв к еврейскому погрому. Слушайте: «Десятки верных сынов Израиля захватили все высшие места в государстве, властвуют над рабским славянским племенем и ведут нас неуклонно к окончательному завоеванию России»... и т. д. В дальнейшем из найденных документов выяснилось, что митрополит Макарий состоит почетным членом Московского Общества военной агитации по укреплению православной веры в России. Найден также ряд воззваний этого определенно контрреволюционного общества, подписанных председателем М. Н. Соломянским. В воззвании самого митрополита Макария к православному русскому народу по поводу прославления памяти патриарха, Гермогена, народ призывается «восстать на защиту святой церкви от насилия большевиков» и далее следует: «Встань же, встань, наконец, православный русский народ, послушай голоса своего первоиерарха, преемника святейшего патриарха Гермогена, и соберись на защиту царствующих твоих градов». Из документов, найденных в покоях настоятеля, обращает на себя внимание устав вышесказанного общества военной агитации, а также программа и устав «крестьянской социалистической партии». Эта партия стремится на религиозной платформе поднять массы против Советской власти, выдвигая меньшевистско-эсэровскне лозунги защиты пресловутой «учредилки» и христианского смирения перед буржуазией... Имеется затем устав серафимского религиозного общества, организованного для религиозно-политической агитации в массах. Весьма характерно, что по уставу членами этого общества могли быть лица, внесшие не менее 5.000 руб... Общество хотело создать собственную типографию для печатания листовок и воззваний... А вот еще другой яркий образчик святейшей контрреволюции. Патриархом Тихоном было разослано послание архипастырям, пастырям и всем верным чадам Православной церкви. В этом послании говорится: «Властию, данною нам от Бога, запрещаем вам приступать к тайнам Христовым, анафематствуем вас. Заклинаем и всех верных чад Православной церкви Христовой не вступать с таковыми извергами рода человеческого в какое-либо общение»... Этот контрреволюционный призыв не замедлил принести свои плоды. Под Казанью в монастыре монахами было сожжено 4 наших сотрудника, над которыми монахи сначала зверски глумились. Почти во всех церквах с амвона произносились погромные проповеди. Неприятельские войска встречались с колокольным звоном и молебствиями. Даже больше этого, колокольным звоном давали сигналы противнику. Темные народные массы подстрекались против власти внушением, что Советская власть ополчилась против православной веры и жиды глумятся над Христовой верой.