Чем отличается эстрадная музыка от нормального качественного музыкального искусства?
Искусство эстрады как совокупность особых, т. н. малых форм искусства возникло и получило особое развитие во Франции. В эпоху Второй империи эстрадное искусство, наиболее соответствовавшее вкусам буржуазии, утвердилось в кафе-шантанах, преобразовавшихся затем в кафе-концерты, а затем и в театры варьете и мюзик-холлы с репертуаром из цирковых и балетных номеров, одноактных пьес, оперетт, вокальной и инструментальной музыки и т. д. и .п.
[Читать далее]Наиболее характерными чертами эстрадного искусства являются портативность номера, который может в виду небольшого количества реквизита и декораций обходиться без специальной площадки, разнохарактерность программы и быстрый отклик на политическую, общественную и бытовую злобу дня. Эстрада преследует пропагандистские и художественно-развлекательные цели, ей характерна беспринципность и нездоровые формы подачи.
Постепенно из малых форм выделилась эстрадная музыка как самостоятельное направление, позаимствовав многое у оперетты.
Как известно музыка, как и другие искусства, является специфической формой идеологической деятельности, отражающей реальную действительность посредством особо присущей ей системы образов. Музыка способна отражать объективную действительность так же как и все другие виды искусства, но только в особой специфической форме, вытекающей из самой природы её выразительных средств. Музыка показывает примеры её прямой организующей, вдохновляющей и дезорганизовывающей, растляющей роли в классовой борьбе. Однако большей частью музыка воздействует косвенно, незаметно, путём постепенного влияния либо в сторону эстетического возвышения и облагораживания личности, либо в пользу заигрывания с низменными чувствами.
Современная эстрадная музыка отличается крайней простотой музыкальной фактуры, упрощением музыкального мотива и примитивизацией всех основных элементов музыки: ритма, мелодии, лада, гармонии, полифонии и тембра, особенно в сторону превращения музыки в набор ритмических фигур. Эстрадная музыка берёт свои корни в музыке конца XIX начала XX вв. когда произошёл общий упадок искусства, отражающий процесс загнивания капитализма в стадии империализма. Вместе с процессом бессмысленного псевдоусложнения внешних формальных средств, приёмов и снижением содержательности музыки, то есть полным отрывом музыки от масс, превращением её в предмет «эстетики» бомонда, происходит всплеск и развитие т. н. поп-музыки, то есть эстрадной, нарочито примитивной, музыки с совершенно обывательским идейным содержанием и направленной исключительно на коммерческую деятельность. Главное отличие поп, рок, джаз-музыки в том, что она музыка-товар, музыка на продажу. Отсюда как следствие потакание вкусом масс, дебилизация масс, укоренение примитивных художественных вкусов.
Многие, наверное, слушая лучшие песни культовых эстрадных музыкантов: "Битлс", Пресли, "Квин", Джексона, Мадонны - задавались вопросом, а в чём, собственно, их коренное, качественное отличие от соседствующих с ними коллег, которые не являются культовыми. Когда слушаешь, допустим, Бетховена то, таких вопросов к качеству его музыки не возникает - гений Бетховена налицо.
Из сказанного выше ясно, что главной и основной составляющей превращения любой певички, певца или группы певцунов в культовых фигур поп-искусства является зачастую чисто искусственное тиражирование их творчества посредством развлекательной индустрии. Конечно, это творчество должно быть относительно приемлемым по качеству и угадывать настроение эпохи, но, если бы вместо "Битлс" тиражировали бы других аналогичных певцов, то сейчас бы вы многозначительно рассуждали бы о них.
Таким образом, классовость поп-музыки проявляется в том, что, во-первых, она не даёт развиваться художественным вкусам масс, растлевает их эстетические чувства, во-вторых, пропагандирует низменную мораль капиталистического общества, воспевает «извечные» темы буржуазного искусства: гедонизм, индивидуализм, "успех", веру, демократию, казенный патриотизм, фальшивую семейственность, героику борьбы с примитивным злом, верховенство права, меценатство, культ насилия. В-третьих, в том, что зашторивает необходимость политической борьбы уходом от реальных проблем в мир безыдейности и мещанства.