Попы и их приспешники о православном фашизме

Apr 02, 2020 18:11

Из книги М. В. Шкаровского и Ильи Соловьёва "Церковь против большевизма". В данной книге православные деятели с гордостью рассказывают о сотрудничестве попов с нацистами. Очередное доказательство того, что скользкий и извилистый путь антикоммунизма неуклонно ведёт к фашизму.

С самого первого времени немецкой оккупации митрополиту Сергию (Воскресенскому) пришлось столкнуться с серьезными проблемами. Через несколько дней после прихода немцев, - вспоминает А. В. Герич, - по одним сведениям митрополит Августин (Петерсон), [...], а по другим - кто-то из его окружения «донесли до сведения военных властей, что “в монастыре скрывается советский архиерей”. К его покоям был поставлен караул... Два священника… отправились к коменданту города Риги полковнику Уллерсбергеру ходатайствовать за владыку... Полковник Уллерсбергер немедленно поехал к арестованному. Он снял караул, извинился перед владыкой и спросил: “Чем я могу Вам помочь?”, - на что митрополит ответил: “Лично мне ничего не надо, но было бы хорошо, если бы Вы помогли посылать православных священников в те районы, куда будет продвигаться германская армия...”. Тот пообещал и, действительно, помог. Так было положено начало Псковской миссии»...
8 июля германские войска вошли в г. Печоры, а уже 17 июля настоятель местного эстонского православного прихода Петр Пякхель издал циркуляр, называя себя в нем благочинным Печорского округа, поставленным новыми гражданскими и военными властями… После взятия немцами Таллина 28 августа он ездил к митрополиту Александру и узаконил свое благочиние, а позднее был хиротонисан в сан епископа. 14 октября 1941 года митрополит Таллинский Александр также объявил себя «ответственным главой Церкви» и неоднократно доносил немцам на экзарха из Москвы…
[Читать далее]Возможно, что расположение со стороны немцев владыка Сергий получил в том числе и потому, что с самого начала оккупации занял антикоммунистическую позицию. Уже в сообщении оперативной группы «А» полиции безопасности и СД от 11 июля 1941 года говорилось, что он выразил готовность опубликовать воззвание к верующим России, направленное против коммунизма, и составил его проект…
СД занималось расследованием прошлой деятельности Сергия и имело серьезные подозрения, что он «состоял на службе большевистских политических органов»...
Окончательное решение о направлении миссионеров в Россию было принято 15 августа в Риге на совещании митрополита Сергия и начальника его канцелярии профессора И. Д. Гримма с представителями германского военного командования, на котором была выработана примерная программа деятельности Миссии и центром ее размещения намечен Псков. В тот же день экзарх подписал указ об учреждении «Православной Миссии в освобожденных областях России»… После напутственного молебна митрополит обратился к отъезжающим в Россию с прощальной речью, в которой призвал миссионеров к усиленному труду на ниве Божией и поставил задачи восстановления и открытия храмов, крещения населения, содействия росту религиозных чувств, подчеркнув: «Не забывайте, что вы прибыли в страну, где на протяжении более 20 лет религия самым безжалостным образом отравлялась и преследовалась, где народ был напуган, принижен, угнетен и обезличен. Придется не только налаживать церковную жизнь, но и пробуждать народ к новой жизни от долголетней спячки, объясняя и указывая ему преимущества и достоинства новой, открывающейся для него жизни»…
На совещании 18 августа выступал и профессор И. Д. Гримм. Он призывал миссионеров относиться с доверием к немецким властям, которые помогут в работе, и вообще говорил о необходимости популяризации их как защитников религии и Православной Церкви…
После окончания совещания подъехал автобус, предоставленный немецким командованием, и первые миссионеры с пением молитвы отправились в Псков…
«К чести нашего духовенства, - отмечал о. Алексий Ионов, - никто не отказался от участия в Миссии…»
/От себя: к чести, Карл! Вот такое у попов понятие о чести./
…в городе существовали школы и детские сады, были открыты театры и кино (для русских, не владевших немецким языком, был открыт отдельный кинотеатр), проходили концерты, в том числе известного оперного певца Н. Печковского, проводились футбольные соревнования между местными жителями и германскими военнослужащими.
/От себя: а всех желающих поили баварским./
22 марта 1942 г. Тихвинская икона Божией Матери была окончательно передана в ведение Миссии… В кратком ответном слове протоиерей выразил благодарность «немецкой власти и немецкой армии, которая спасла русскую святыню, которую бы, если б не немцы, большевики уничтожили»…
В конце ноября 1942 г. состоялась вторая крупная демонстративная акция. В Пскове экзарху были вручены 1026 старинных напрестольных Евангелий, церковных рукописей XVI-XIX веков. Во время торжественного акта передачи представитель ведомства Розенберга заявил: «Я передаю сегодня спасенные Библии и молитвенники Православной Церкви; она - под защитой германских военных сил - снова может совершать богослужения... Мы ведем одинаковую борьбу!..»
В первые месяцы оккупации нередко священники назначались на приходы представителями местной немецкой или русской администрации, что являлось вопиющим нарушением канонического права…
В октябре 1942 г. начальник Миссии просил германскую администрацию запретить налогообложение церковных общин и устроенных для пользы Церкви предприятий…
Псковская Миссия создавалась под эгидой оккупационных властей, и священство ее вынуждено было реагировать на распоряжения германского командования…
Миссионеров обязывали в дни начала войны или захвата частями вермахта населенных пунктов устраивать торжественные молебны и крестные ходы, участвовать в вербовке людей на работу в Германию. В частности, в соответствии с циркуляром экзарха Управление Миссии 8 июня распорядилось отметить первую годовщину начала войны проведением 21 июня 1942 г. молебствования о даровании победы германской армии.
А в циркуляре митрополита Сергия от 8 июня 1943 г. в связи с годовщиной проведения «земельной реформы» указывалось: «В день Св. Троицы германское командование объявило торжество передачи земли в полную собственность крестьянства, а посему предлагается Управлению Миссии: 1) Дать циркулярное распоряжение всему подведомственному духовенству... специально в проповедях отметить важность сего мероприятия. 2) В Духов день в Соборе, после Литургии, совершить торжественный молебен с участием всего духовенства г. Пскова, предварив молебство же приличествующим словом»2. Впрочем, 8 марта 1943 г. в Пскове и Луге уже проводились благодарственные богослужения по поводу объявления аграрного указа для занятых территорий.
В выпущенном в то время Управлением Миссии воззвании говорилось: «Канули в вечность годы советского рабства. Никто не переносил этих ужасов долгих и кошмарных так, как перенес их русский крестьянин. Он, бедный и честный труженик родной земли, вражескою рукой был оторван от своего дела, от своего хозяйства, его трудолюбие получило позорное название «кулачества», «вредительства», «саботажа», «разорений», он шел на советскую каторгу работать на своих угнетателей. Сейчас все личные интересы должны быть принесены в жертву великому делу, делу освобождения всего мира от пут сатанинской власти, делу восстановления и возрождения нашей Родины».
По распоряжению о. К. Зайца в начале 1943 г. были собраны и представлены в Управление Миссии сведения о гонениях на Церковь в СССР. Туда же миссионеры передали списки уничтоженных советской властью священников и сведения о молитвенной памяти о них. Всего согласно показаниям на допросах начальника Миссии под давлением немецких властей было выпущено 10 циркуляров…
…священнослужители вполне искренне полагали, что «истинный патриотизм» заключается в изгнании всех поработителей русской земли, к числу которых относили и коммунистов. Так, о. И. Легкий в журнале «Православный христианин» в статье «Церковь в судьбах России» писал: «Отныне верит русский народ, что воскреснет святая Русь, но тогда, когда воскреснет во всей полноте вера в Бога и его святую церковь, и когда будет сброшено безбожное коммунистическое иго». В другой статье журнала, опубликованной в июне 1943 г., говорилось: «Надо разрушить большевизм, - необходимо воздвигнуть такой государственный строй, который бы зиждился на справедливых законах, воплощающих в жизнь волю народа». В одном из своих воззваний Управление Миссии отмечало как насущную задачу содействие «уничтожению и плодов, и корней коммунизма»…
…требования нацистов… подвигли экзарха к подписанию следующего заявления: «Советская власть подвергла Православную Церковь неслыханному гонению. Ныне на эту власть обрушилась кара Божия... За подписью Патриаршего Местоблюстителя блаженнейшего Сергия, митрополита Московского и Коломенского большевики распространили нелепое воззвание, призывающее русский народ сопротивляться германским освободителям…»
8-13 октября 1943 года в Вене состоялось совещание духовенства Русской Православной Церкви Заграницей…
В особом послании к православным русским людям епископы, принявшие участие в совещании 1943 года, заявляли, что «коммунизм и его крайняя форма большевизм есть величайшее зло, какое когда-либо видел мир, и что он не способен изменить своей безбожной материалистической сущности». Своими уступками Церкви советы хотели «примирить с собой народную совесть, отвращавшуюся от них под влиянием поднятых ими гонений на религию, показать свою веротерпимость перед лицом иностранного мира, особенно своих союзников - англичан и американцев и, наконец, лучше закрепить за собой власть над Церковью». Эти уступки советской власти, - говорилось в обращении, - напоминают искушения Христа диаволом в пустыне и должны быть решительно отвергнуты, как искушение…
Сходная позиция выражалась и в сообщенных 29 ноября 1943 года командующим полиции безопасности и СД «Высказываниях экзарха Сергия (Воскресенского) о большевизме»: «Под натиском русской души началась дегенерация большевизма. В этой войне большевизм должен был капитулировать перед русским духом, так как иначе большевизм вообще не мог бы дальше вести войну. Большевики разрушают свое собственное дело тем, что они, как сейчас, отрекаются от своих принципов... Если Сталин однажды возьмет назад все сделанные уступки русской душе, это приведет к революции в России. Если в русских разбудить зверя, с ним будет не справиться. Уже в 1941 году в большевистской России произошла бы революция, если бы немцы проводили другую восточную политику». Относительно будущего политического устройства России митрополит Сергий сказал, что ему самому кажется предпочтительней конституционная монархия…
5 апреля 1944 года в Риге было созвано архиерейское совещание…
…«гвоздем программы» совещания было принятие предложенного митрополитом Сергием воззвания «Православным людям в Литве, Латвии и Эстонии». В его первой части говорилось об окормлении прибывающих с Востока беженцев, причем указывалось, что к миссионерской работе в беженских кругах должны быть привлечены все живые силы Православной Церкви в экзархате. Далее в документе указывалось на необходимость сохранения православных святынь от уничтожения при бомбежках. При этом особо подчеркивалось, что большевики «преднамеренно, как с воздуха, так и пушечными снарядами, разрушают православные храмы и монастыри, в том числе и наиболее древние, уничтожают, таким образом, обитающие там честные Мощи, чудотворные иконы и иные святыни». В связи с этим необходимо спасать церковное достояние, вывозя его подальше от прифронтовой полосы. Такие меры уже предпринимаются «при деятельном участии германских властей, как военных, так и гражданских. Господь да вознаградит их за это!». Участники совещания призывали верующих, из чьих храмов вывозятся святыни, направить все силы на борьбу с безбожным большевизмом, «содействовать отражению его нашествия и победе над ним». Эта борьба приблизит возвращение святынь в освобожденные от большевиков районы.
Далее в воззвании давалась характеристика безбожному большевизму, как явлению. Если большевики захватят наш край, говорилось в тексте, то он превратиться в безлюдное пепелище, свободолюбивое население будет истреблено или уведено в рабство, вся культура будет разрушена, святыни подвергнутся поруганию и уничтожению. «Такая судьба грозит не нам одним, но и всякому народу и всякой стране, которые подверглись бы большевистскому нашествию. [...] Но большевизм несет с собой не только физическое истребление, не только ужасы огня и меча, пыток и казней. Большевизм несет с собой умервщление духа. Отвергнув Бога, большевизм отверг и образ Божий в человеке. Для большевизма нет ничего святого ни на небесах, ни на земле. Большевизм попирает самое дорогое для человека - его свободу, его религию, его национальность. Большевизм все приносит в жертву сатанинскому замыслу мировой революции, которая должна уничтожить все религии, смешать все народы в одну безликую массу и поработить все человечество Иудину отродью, возглавившему международную шайку разноплеменных злодеев, бесстыдных лицемеров и беспощадных палачей». Большевизму удалось поработить русский народ, но большевистским русский народ не стал. «Он сохранил любовь к отечеству, к родной Церкви и к человеческой свободе. Все упования свои он возлагает на свержение советского ига». Понимая это, большевики ведут обманную пропаганду, заявляя, что они воюют за Отечество и даже за Церковь. Такую же пропаганду они ведут в стане своих пособников и союзников, заявляя, что коммунизма более нечего опасаться. Ныне большевики взывают к патриотическим и даже религиозным чувствам народа, пытаясь использовать их в своих интересах, но если они победят, то отомстят народу за живучесть его религиозного чувства и небольшевистского духа и окончательно догромят Церковь.
Сущность большевизма не изменилась. «Сталин не Савл и Павлом не станет». Поэтому участники совещания призывали не верить в большевистскую пропаганду. Особенно лживой эта пропаганда остается в отношении Православной Церкви, «которая задыхается в большевицком плену. Клириков, вместе с прочими рабами и рабынями Сталина, гонят на фронт. Иерархов православных, начиная с Первосвятителя, принуждают к обнародованию унизительных посланий, продиктованных советскими палачами. К иерархам применяют при этом методы того же насилия, к какому прибегали в довоенное время, когда вымучивали у них ложные заявления, особенно о том, будто Церковь в Советском Союзе свободна. [...] Лишь напоказ, для успеха своей заграничной пропаганды, они водружают на развалинах Церкви какую-то картонную декорацию, чтобы она прикрыла разрушенное ими здание, вновь отстроить которое они не позволят». И в заключительной части воззвания содержался призыв освободить Россию от большевизма, вступать в Русскую освободительную армию генерала Власова, которая является зародышем будущей свободной России. Для тех же, кому не посилен ратный труд, необходимо работать для дела обороны, которая, увенчавшись успехом, неминуемо приведет к падению большевизма. «Церковь Божия осенит вас на поле брани и на поприще труда. Господи, спаси и освободи Россию»…
Особую страницу в деятельности митрополита Сергия и Псковской духовной миссии занимали их отношения с известным генералом А. А. Власовым… Власов, по-видимому, сохранял в своей душе веру даже в условиях советской действительности… Впоследствии, как свидетельствует о. Александр Киселев, А. А. Власов прямо исповедывал перед ним свою веру в Господа Иисуса Христа.
/От себя: вот каким примерным христианином был Власов, вот как умиляются ему попы./
В Пскове были организованы курсы пропагандистов РОА, 22 апреля их посетил экзарх Сергий, и выступил там с речью…
Протопресвитер выразил согласие «поддержать начинание» генерала…
В мае 1943 года А. А. Власов со своим штабом посетил Псково-Печерский монастырь…
Когда генерал зашел в келью игумена, о. Павел приветствовал А. Власова, благословил его и дал иконку. Впоследствии, уже в застенках советской тюрьмы, на допросе 23 декабря 1944 года игумен Павел показал: «Власов мне говорил, что хочет создать свободную Россию, без большевиков, и я, как враг большевиков, благословил его на этот поход». Позднее в монастырь на экскурсию приезжал отряд РОА в количестве 150 человек и о. Павел также приветствовал их, заявив: «Благословляю Вас на борьбу с большевиками и желаю Вам победы для блага Родины». Всем солдатам РОА игумен тогда роздал по листку со своим стихотворением о Псково-Печерском монастыре.
Посетивший вместе с А. Власовым Псково-Печерскую обитель Э. К. Деллингсхаузен позднее вспоминал: «Генерал Власов проявил большой интерес, особенно, к истории монастыря, к собранию старинных икон, облачений и церковной древней утвари, к жизни и работе монахов. После осмотра навестили настоятеля монастыря. Старик-монах спросил генерала, как ему все понравилось, и не слыхал ли он про такого русского генерала Власова, который призывает русский народ к борьбе с большевизмом. Вдруг монах, пристально взглянув на генерала, спросил: «Да не вы ли тот генерал Власов?». Когда Власов в этом признался, настоятель встал, сделал ему земной поклон, благословил его на святое дело, перекрестил его и подарил ему икону. Потом Власов расписался в книге для почетных посетителей, и мы отправились дальше. Это сочувствие настоятеля монастыря произвело на Власова сильное впечатление».
Священнослужители Псковской миссии провели и несколько богослужений в частях РОА. Первый молебен отцы Кирилл Зайц и Иоанн Легкий при участии певчих из соборного хора совершили 25 декабря 1942 года, затем по приглашению «Русского Комитета» отцы Кирилл Зайц, Георгий Бенигсен и Николай Шенрок провели еще ряд молебнов в подразделениях РОА, расположенных в Пскове и Саввиной пустыни.
/От себя: Кирилл Зайц, как сообщает Википедия, «узник ГУЛАГа. 2−15 января 1945 года Военным трибуналом войск НКВД Ленинградского военного округа приговорен к 20 годам лишения свободы… 8 августа 1956 года приговор отменён. В 1997 году реабилитирован». Николай Шенрок же, согласно энторнетам, причислен к «новомученикам и исповедникам Русской Православной Церкви XX века»./
Управление миссии… выпустило… циркуляр № 714, предписывающий благочинным представить в Управление Миссии сведения следующего характера: «охарактеризовать популярность власовского движения, отношение к нему местного населения; сделать сопоставление отношения населения к власовскому движению и к партизанам; указать, на чьей стороне находятся симпатии населения, какая из них пользуется большим доверием и сочувствием». Циркуляр был послан десяти благочинным, из которых ответ прислали семь, причем некоторые, как о. Георгий Тайлов, ограничились кратким сообщением, что власовское движение популярностью у населения не пользуется…
Напомним, что в резолюции архиерейского совещания в апреле 1944 года, адресованной православным Прибалтики, содержался призыв вступать в Русскую освободительную армию Власова, в рядах которой следует бороться за новую, свободную, счастливую Россию, зародышем которой является сама РОА. Под этим воззванием стояли подписи митрополита Сергия, а также преосвященных Павла, Даниила и Иоанна…
В Латвии значительная часть православных священнослужителей была эвакуирована в Германию...
В октябре 1944 года по приказу немецкого командования «Остланд» покинули митрополит Августин (Петерсон), уехавший на пассажирском судне, епископ Иоанн (Гарклавс) и с ними около 25 священников…
Не менее важным историческим событием, связанным с жизнью экзархата, было обличение сталинской тирании и коммунистического тоталитаризма.




Власов, Коллаборационизм, Ужасы тоталитаризма, РОА, Великая Отечественная война, Церковь, Попы, Реабилитация

Previous post Next post
Up