Александров-Агентов о попытках объединения Германии, о дурости Хрущёва и о многом другом. Часть II

Sep 17, 2016 18:18


Из книги Андрея Михайловича Александрова-Агентова "От Коллонтай до Горбачева".

[Ознакомиться]
Так или иначе, с решением австрийского и югослав­ского вопросов две «прокладки», в какой-то мере (наряду с нейтральными Швецией и Финляндией) смягчавшие остроту прямого противостояния с НАТО в Европе и ограничивавшие возможности дальнейшей политической экспансии этого блока, были созданы. Теперь предстояло сосредоточиться на центральной проблеме всей новой ев­ропейской ситуации - на Германии.
Собственно, борьба за то, чтобы не допустить пре­вращения Западной Германии (и уж тем более всей Гер­мании) в военное ядро НАТО, главную опору Запада в его противостоянии Советскому Союзу и вошедшим в сферу его влияния европейским странам народной демо­кратии, была продолжена Хрущевым сразу же после его прихода к руководству и проводилась непрерывно, па­раллельно с усилиями по решению австрийского и юго­славского вопросов, но особенно после того, как эти две задачи были решены. Работая в те годы в 3-м Европей­ском (германо-австрийском) отделе МИД, я воочию убедился и, можно сказать, ощущал каждодневно, сколь­ко напряженного внимания и сил уделяло советское руководство (и, естественно, аппарат МИД) германским делам, сколько разрабатывалось все новых и новых идей, инициатив, предложений во имя достижения упомяну­той цели. Теперь, оценивая в общем нашу герман­скую политику тех лет в ретроспективе, довольно ясно видишь, как сочетались в ней, то идя параллельно, то сменяя друг друга, два разных метода, два разных под­хода. С одной стороны, упорное, терпеливое и настой­чивое (я бы сказал, в молотовском стиле) проталкива­ние на разных уровнях и на разных форумах идеи нейтра­литета Германии (или двух германских государств) в рамках общей системы европейской коллективной безопасности. С другой стороны (или наряду с этим), ведущие к той же цели, но чисто хрущевские по своей неожиданности новые инициативы и шаги: нетрадицион­ные решения, уступки, угрозы, откровенный и порой довольно грубый нажим. Очень интересно было наблю­дать за этим разворотом событий и в какой-то мере в нем участвовать.
Но прежде чем перейти к упоминанию некоторых конкретных фактов, хочу со всей определенностью выра­зить твердое убеждение: какими бы поворотами ни изо­биловала наша германская политика после совершивше­гося раскола Германии (и Европы) на два противо­стоящих друг другу лагеря, ни в период Хрущева, ни тем более в годы руководства Брежнева она никогда не пре­следовала агрессивных военных целей. Ее мотивы: страх перед наличием таких целей у Запада (может быть, и необоснованный, но понятный после только что пережи­того нападения гитлеровской Германии), стремление максимально обеспечить безопасность СССР, укрепить его связи с приобретенными после войны союзниками и на этой основе добиться смягчения общей международ­ной напряженности, заложить основы для нужного нам мирного сотрудничества со странами Запада.
Еще в январе 1954 года, когда процесс включения ФРГ в западный военный блок только разворачивался, СССР выступил на совещании министров иностранных дел четырех держав в Берлине с предложением заклю­чить общеевропейский договор о коллективной безопас­ности в Европе, который обеспечил бы нейтралитет обоих германских государств и облегчил бы решение германской проблемы в целом. Запад отверг это, настаи­вая на сохранении Западной Германии под контролем своего военного блока.
Когда к маю 1955 года формальное включение ФРГ в НАТО стало фактом и в ответ был заключен Варшавский Договор (с участием ГДР), в июле 1955 года в Женеве собралось совещание СССР, США, Англии и Франции на высшем уровне. Советскую делегацию возглавляли Хрущев и Булганин, в нее входили Молотов и маршал Жуков. Со стороны Запада активнее всего действовали Эйзенхауэр, Даллес, Иден. Стали обсуждать, как быть дальше в условиях состоявшегося политического раскола Европы. СССР настойчиво требовал поэтапного созда­ния системы общеевропейской безопасности, в рамках которой происходило бы сближение (а не отдаление) обоих германских государств. Запад и тут ответил отказом, считая, что объединенная Германия войдет в состав НАТО, а Советскому Союзу будут взамен пре­доставлены «гарантии безопасности». Дискуссия была острой, но безрезультатной, если не считать договорен­ности о возможных консультациях четырех министров иностранных дел с представителями ФРГ и ГДР.
Потом опять и снова совещались четыре министра - и все столь же бесплодно.
Требовались новые идеи. Над ними упорно работа­ли наши «германисты». Но прежде всего было решено покончить с ненужной нам самоизоляцией от ФРГ как государства. В 1955 году Хрущев и Булганин пригласили Аденауэра посетить в сентябре Москву. После некото­рых колебаний он явился в сопровождении группы ведущих министров. Переговоры, хотя и не «теплые», были корректными и закончились договоренностью об установлении дипломатических отношений. Это облегча­ло дальнейшие маневры в германском вопросе.
В 1956-1957 годах в недрах МИД под руководством занимавшегося германскими делами заместителя мини­стра В. С. Семенова и нашего посла в ГДР Г. М. Пушкина разрабатывалась идея создания германской конфедера­ции в составе ФРГ и ГДР как шага на пути к укрепле­нию европейского мира и воссоединения Германии, сво­бодной от милитаризма и участия в военных блоках. Идея эта была одобрена руководством ГДР, и оно высту­пило с таким предложением от своего имени в июне 1957 года. На Западе (особенно в США) отнеслись к этой идее с определенным интересом ввиду явного тупика, в который зашел германский вопрос. Но Бонн категори­чески воспротивился, и Аденауэр навязал союзникам по НАТО свою волю.
К осени 1958 года было решено поднять вопрос о нормализации положения в Западном Берлине, который в условиях западной оккупации превратился в очаг инт­риг и провокаций, отравляющий атмосферу в Европе и причиняющий громадный материальный ущерб Г ДР. Многочисленные демарши и протесты как со стороны СССР, так и тем более ГДР никакого эффекта не имели. О выводе своих оккупационных контингентов из Бер­лина в рамках общеевропейской системы безопасности Запад и слышать не хотел. Требовался какой-то новый подход. И он появился.
Мне уже приходилось писать, что я был свидетелем того, как Хрущев впервые изложил свою новую идею отн­осительно Западного Берлина. Громыко в сопровожде­нии двух сотрудников приехал к Хрущеву в ЦК, чтобы зачитать заготовленный в МИД текст очередного демар­ша США, Англии и Франции по поводу Западного Берли­на. Хрущев не стал слушать, предложил «выбросить бума­гу в корзину» и тут же стал диктовать стенографистке свою идею относительно превращения Западного Берли­на в вольный демилитаризованный город без всяких ок­купационных войск и независимый как от ФРГ, так и от Г ДР. Явно довольный и самой этой идеей, и тем, что она исходит от него (кто уж ему ее подсказал, не знаю, может быть, Аджубей, но едва ли Никита Сергеевич «родил» ее самостоятельно), Хрущев вдруг хлопнул себя ладонью по колену и весело сказал: «Вот они там на Западе зашеве­лятся, вот скажут, Хрущев, сукин сын, еще «вольный го­род» выдумал!»
А идея была действительно логичной и по-своему даже подкупающей. СССР предлагал западным державам и обоим германским государствам обеспечить вольному городу общественный строй, который захочет его насе­ление, гарантировать свободные связи со всеми странами и экономическую жизнеспособность. И ГДР давала на это согласие, хотя Западный Берлин был расположен в центре ее территории. От самого Западного Берлина требовалось только одно - не допускать враждебной деятельности с его территории против других государств. Но Бонну, конечно, не хотелось лишаться возможности фактического поглощения Западного Берлина, а США, Англии и Франции - своих оккупационных «прав» в центре ГДР.
Борьба продолжалась с неослабевающей силой. В ян­варе 1959 года СССР выступил с развернутым проектом мирного договора с Германией на новой основе: с уча­стием ФРГ и ГДР или их конфедерации, а также вольного города Западного Берлина. За немцами призна­валось право иметь свои необходимые для обороны на­циональные армии (но без ядерного оружия), признава­лось и право немецкого народа на воссоединение стра­ны на пути сближения обоих германских государств. Исключалось их участие в военных блоках.
Для обсуждения этого проекта СССР предложил со­звать мирную конференцию с участием обоих герман­ских государств. Советские предложения нашли сильный отклик среди общественности Запада. А чтобы подкре­пить предложенный компромисс дополнительным нажи­мом, с советской стороны вскоре же было заявлено, что в случае отказа Запада Советский Союз сам за­ключит мирный договор с ГДР и тем самым положит конец оккупационному режиму в Западном Берлине.
Под этим двойным давлением Москвы западные поли­тики явно заколебались. Даллес, в частности, выступил с рядом заявлений о том, что нельзя больше не считаться с фактом существования двух германских государств. Для «отца» НАТО и одного из главных вдохновителей «холодной войны» это был большой прогресс.
В итоге последовавших дипломатических контактов договорились о важном шаге: в июне - июле, а затем в июле - августе 1959 года в Женеве состоялось сове­щание по германскому вопросу министров иностранных дел СССР, США, Англии и Франции с участием минист­ра иностранных дел ГДР и министра (а затем специаль­ного представителя) ФРГ.
Атмосфера дискуссий была теперь уже иной - более корректной, уважительной и даже в чем-то конструктив­ной. Чувствовалось, что осознание необходимости так или иначе решить германскую проблему назревает. Но укоренившиеся традиции беспрерывного соперничества и противостояния, давно уже вытеснившие союзнический дух времен войны, давали себя знать не только в крупных политических вопросах, но и в ритуальных дипломати­ческих мелочах, мешая серьезной работе. Помню, на­пример, что на женевском совещании министров не один день был потрачен на споры о том, где и как сидеть в зале заседаний делегациям, представлявшим ГДР и ФРГ. Запад, конечно, и слышать не хотел, чтобы немцы (ГДР прежде всего) сидели «на равных» с остальными за общим круглым столом. Когда было решено, что немцы сядут по бокам за два приставных стола, то началась тяжба по поводу того, на каком расстоянии от главного, круглого, будут эти два стола (вплотную Запад не желал). Сошлись, помнится, на том, что при­ставные столы будут отстоять от главного на расстоя­нии, равном... толщине шести положенных рядом каран­дашей... И этим занимались государственные деятели, которым надлежало решать судьбы европейского мира! Или еще одна анекдотическая ситуация, родившаяся в ходе того же многонедельного совещания. Представи­тели западных держав, упорно не желавшие в ту пору признавать ГДР как независимое государство, именовали ее «советской оккупационной зоной», а если и употреб­ляли в переговорах для краткости термин ГДР, то обя­зательно с прибавлением слов «так называемая». Среди западных делегатов ходила шутка, что кто-то из их среды, говоря о присутствовавшем министре иностранных дел ГДР докторе JL Больце, следуя привычному обороту, назвал его «так называемый доктор Больц». Это, конечно, была не просто шутка, а своего рода самоирония по по­воду закостенелых позиций Запада.
Кое о чем в Женеве удалось договориться, но не по основным вопросам: соглашаться на неучастие немцев в военных блоках и покончить с оккупацией Западного Берлина натовцы не желали. Главное, пожалуй, состояло в том, что женевское совещание министров как бы про­ложило путь к совещанию четырех великих держав на высшем уровне по германским делам. Но прежде чем бы­ло согласовано проведение этого совещания в Париже 16 мая 1960 г., Н. С. Хрущеву пришлось немало пора­ботать «индивидуально» с лидерами западных держав. С премьером Англии Макмилланом еще весной 1959 года в Москве было согласовано, что необходимы безотла­гательные переговоры по германскому мирному договору и Западному Берлину. А вот к Эйзенхауэру в Вашингтон Хрущев направился осенью (совместив это с выступле­нием в ООН по разоруженческим проблемам). В ходе длительных бесед, проходивших, как свидетельствуют присутствовавшие, в весьма дружественном духе, Эйзен­хауэр признал, что положение в Западном Берлине ненормальное, надо искать скорейший выход, тем более что быстрое воссоединение Германии маловероятно.
В марте 1960 года Хрущев ведет переговоры с де Голлем в ходе официального визита во Францию. Фран­цузский президент вновь высказывается за нерушимость сложившихся в итоге войны границ Германии и заяв­ляет Хрущеву, что между Францией и СССР нет непрео­долимых противоречий по германскому вопросу.
Итак, советская дипломатия и руководство СССР проделали для решения германского вопроса громадную и многоплановую работу. Все было подготовлено не­плохо. Совещание «четырех великих» (бытовавший тогда в публицистике термин) могло стать важной вехой в урегулировании всего комплекса проблем, связанных с
Германией, и в оздоровлении отношений между Восто­ком и Западом в целом, а значит, и укреплении всеобщего мира. Вся наша делегация (а она была большой - с Хру­щевым направились Громыко, министр обороны Мали­новский, большое число советников, экспертов и пр., сре­ди них и автор этих строк) летела в Париж в приподня­том настроении, в предчувствии важных событий.
И важные события последовали, только совсем друго­го рода. Уже после того, как все главные участники встре­чи прибыли в столицу Франции, Хрущев неожиданно со­рвал, можно даже сказать - взорвал совещание, исполь­зовав для этого состоявшийся еще 1 мая известный раз­ведывательный полет американского самолета У-2, сбитого, к великому конфузу для американцев и лично для Эйзенхауэра, нашей ракетой «земля - воздух». В Париже Хрущев потребовал, чтобы Эйзенхауэр при­нес ему извинения и признал свою ответственность за полет, а иначе он, Хрущев, с американским президентом встречаться не будет и в совещании участия не примет. Эйзенхауэр извиняться отказался, и все попытки Мак­миллана и де Голля, поочередно посещавших поссорив­шихся лидеров, уговорить их все же собраться и начать работу успеха не имели. Совещание, на которое возла­галось столько надежд, было сорвано.
Вместо этого Хрущев перед отлетом в Москву собрал в парижском Пале-Шайо большую пресс-конференцию и произнес перед несколькими сотнями представителей ми­ровой прессы резкую антиамериканскую речь, а затем в таком же духе отвечал на их вопросы. Когда в конце длинного зала, где проходила пресс-конференция, среди явно враждебно настроенных в отношении советского премьера журналистов (скорее всего, западногерман­ских) раздался свист, Хрущев вскочил со своего места, побагровел и, стукнув кулаком по столу, закричал: «Я знаю, кто это там свистит! Это те, кого мы в 1943 году не успели закопать под Сталинградом на полтора метра в землю». И вдруг, как при переключении электрической лампочки, разъяренное лицо его осветилось добродушной улыбкой, и, обращаясь к своим соседям по столу - Гро­мыко и Малиновскому, он довольным тоном произнес: «Люблю воевать с врагами рабочего класса!»
Так закончилась, не начавшись, в мае 1960 года парижская встреча «четырех великих» по германскому вопросу. А Хрущев, вернувшись в свою резиденцию в совпосольстве, был за обедом в хорошем настроении и предложил всем нам, участникам обеда, пройти в садик при посольстве и вместе с ним сфотографироваться. После этого премьер вылетел в Москву, а Громыко был немедленно направлен в Нью-Йорк, чтобы изложить на­шу жалобу в ООН на шпионские действия американцев. По пути в самолете наша небольшая группа мидовцев, сопровождавшая министра, сочиняла на скорую руку «обвинительную речь» для Совета Безопасности. У Анд­рея Андреевича большого энтузиазма в отношении предстоящей миссии мы не заметили.
В целом, если говорить откровенно, сложилось такое впечатление, что вся эта история со срывом парижской встречи была заранее продуманным Хрущевым меро­приятием. Только зачем? Понять трудно. Может быть, он рассчитывал дополнительным нажимом добиться от Запада еще каких-то уступок в немецких делах? Во всяком случае, такого не получилось. Скорее наоборот.
Тринадцатью годами позже описываемых событий, в период переговоров американцев с Брежневым по Ближнему Востоку, у меня был в Кремле короткий разго­вор с Киссинджером, во время которого мы вспомнили майские события 1960 года в Париже. Киссинджер тогда сказал: «А знаете ли вы, что все, чего вы добились своими соглашениями с ФРГ и Западом в 1970-1971 годах (признание ГДР, признание немецких границ, берлин­ское урегулирование;- Авт.), вы могли иметь десятью годами ранее - в 1960 году. Я читал директивы, утверж­денные для нашей делегации в Париж, и там предусма­тривалась возможность подобных наших уступок по всем этим вопросам».
Если это правда, значит, мы имеем еще одно разитель­ное доказательство того, какую роковую роль могут иг­рать неконтролируемые эмоции и непродуманные экспромты во внешней политике.
Наши дела с американцами покатились вниз, общая обстановка обострилась. Намечавшийся было на лето 1960 года официальный визит Эйзенхауэра в Советский Союз, естественно, не состоялся.
Пришедший в январе 1961 года в Белый дом прези­дент Джон Кеннеди фактически начал свою деятельность с того, что содействовал организации вооруженного втор­жения кубинских контрреволюционеров на остров Свобо­ды (пресловутый «залив Кочинос», апрель 1961 г.).
А когда после провала этой авантюры Кеннеди по суще­ству предпринял попытку наладить отношения с Хруще­вым во время встречи с ним в Вене в июне того же 1961 года, из этого тоже ничего не вышло. Кеннеди, с его точки зрения, был уступчив: он признал авантюру про­тив Кубы «ошибкой» и предложил Хрущеву что-то вроде общей договоренности между США и СССР о «мирном сосуществовании» при невмешательстве в политику, про­водимую в пределах сферы влияния одного из этих государств. Восприняв это, очевидно, прежде всего как требование к СССР «не вмешиваться» в дела Кубы, Хру­щев ответил американскому президенту целой лекцией о национально-освободительном движении, мешать кото­рому никто и нигде не имеет права.
И снова началось обострение. Американцы значи­тельно увеличили численность своих войск и авиации в Западной Германии, была увеличена и численность армии ФРГ, нарастала военная истерия.
СССР и его союзники реагировали резко и немед­ленно. Молниеносно, за один-два дня (к 13 августа), была воздвигнута солидная бетонная стена, опоясав­шая всю границу между Восточным и Западным Бер­лином. Когда американцы через несколько дней решили вывести к проходам в этой стене свои тяжелые танки, они встретили по другую сторону проходов не менее тяжелые и не менее грозные советские танки. И тут же Советский Союз объявил, что возобновляет давно уже не проводившиеся им испытания ядерного оружия, при­чем новых, более совершенных типов. Международная атмосфера угрожающе накалилась.
Это бьыл еще один случай, когда обе стороны, не имея в действительности намерений совершать военную агрес­сию, попытались попугать друг друга и на самом деле напугали.
Разумеется, пресловутая Берлинская стена - это физическое доказательство оборонительных, отнюдь не наступательных, намерений СССР и ГДР. Но все осталь­ное шло уже как цепная реакция, пока не наступил мо­мент отрезвления. Американцы отвели свои танки, Вашингтон дал понять, что готов примириться с суще­ствованием второго германского государства и на этой основе говорить с СССР и другими соцстранами (за­явление специального уполномоченного президента США генерала Клея, прибывшего в Западный Берлин в конце сентября). Несмотря на возмущенные протесты Бонна (и прежде всего лично Аденауэра), снова нача­лась довольно продолжительная серия советско-амери­канских переговоров по германским делам. Они прохо­дили начиная с осени 1961 года и на протяжении 1962-1963 годов во время многочисленных встреч в Нью-Йорке, Москве, Вашингтоне с участием министров иностранных дел и послов обеих стран, а также пре­зидента Кеннеди. Даже карибский кризис 1962 года не прервал этого процесса. Было достигнуто определенное взаимопонимание по ряду вопросов (границы, суверени­тет ГДР и др.). Споткнулись, однако, снова на Западном Берлине, хотя и тут СССР предложил компромисс: сохра­нить временно часть иностранных войск в этом городе, но под флагом ООН. Положение, таким образом, оста­лось неопределенным.
Тогда было решено придать импульс германским де­лам с другой стороны: 12 июня 1964 г. во время визита Вальтера Ульбрихта в СССР между Советским Союзом и ГДР был подписан Договор о дружбе, взаимной помощи и сотрудничестве. Он подтвердил нерушимость границ ГДР и вместе с тем подчеркнул сохраняющуюся актуальность германского мирного урегулирования с участием западных держав. На Западе договор был вос­принят в общем спокойно: вся предыдущая работа, проделанная советской дипломатией в связи с герман­скими делами, подготовила для этого благоприятную почву.
Договор о дружбе, взаимной помощи и сотрудниче­стве с ГДР был последним актом советского прави­тельства в германских делах, совершенным под руковод­ством Н. С. Хрущева. Дальнейшее легло уже на плечи Л. И. Брежнева. И если говорить совершенно объектив­но, то справился Брежнев с этой задачей (разумеется, в тесном сотрудничестве с Громыко) совсем не плохо, во многом даже лучше, чем это удалось Хрущеву. Доста­точно упомянуть здесь такие несомненные достижения советской внешней политики на германском направле­нии, как заключение Московского договора между СССР и ФРГ 12 августа 1970 г. (за которым последова­ли договоры Бонна с Польшей, ГДР и Чехословакией), четырехстороннее Соглашение по проблемам Западного Берлина от 3 сентября 1971 г. и, наконец, Заключитель­ный акт Общеевропейского совещания в Хельсинки от 1 августа 1975 г.




Западный Берлин, НАТО, Хрущёв, Варшавский договор, ФРГ, Германия, Александров-Агентов, Потсдамская конференция, Брежнев, ГДР, Холодная война

Previous post Next post
Up