А. Р. Раупах о правосознании

Aug 18, 2019 07:49

Из книги Александра-Роберта-Карла-Рихарда Робертовича фон Раупаха "Лик умирающего".

По мне, либеральный военный суд не соответствовал куль­турному уровню той солдатской массы, для обслуживания которой он был предназначен. Костюм был хорош, но непод­ходящий. Правосознание солдата было настолько низко, что он часто бессилен был видеть в своих поступках то преступление, которое усматривал в нем закон. Солдат не верил в справедли­вость оценки его деяний и определенно считал обвинительный приговор не заслуженным наказанием, а произволом всесиль­ного начальства. Неграмотные мужики из волжских степей или уральских лесов не понимали, например, как мог суд назвать грабежом и посадить на несколько лет в тюрьму только за то, что на глазах базарной торговки они открыто похитили один из продававшихся ею арбузов. Солдат презрительно смеялся над судом, усмотревшим нарушение в том, что он символически оскорбил своего начальника, встретившись с ним в бане. «Какой же он начальник, когда он голый. Всякий ведь знает, что голые люди все равны».
Мне вспоминается новобранец, который, исполняя обязан­ности ночного дежурного и имея при себе в качестве должност­ного лица пояс со штыком, украл у одного из спящих товари­щей сапоги. Наличие штыка обращало простую кражу в воору­женную, которая наказывалась несколькими годами арестантских отделений. Как я ни старался намеками объяснить моему клиенту роковое значение штыка, подсказывая что, может быть, он ночью ходил в уборную и оставил там свой пояс со штыком, тот упорно утверждал, что все время был одет по форме и при­давал этому обстоятельству первенствующее значение. Открыто посоветовать ему солгать я, конечно, не мог, потому рекомен­довал на суде побольше молчать. Суд признал обвинение недо­казанным. Когда председатель, прочитав приговор, объяснил подсудимому, что он оправдан, тот низко поклонился и, подойдя к судейскому столу, на котором в качестве вещественного дока­зательства (corpus delicti) лежали уворованные им сапоги, взял их и направился к выходу. Никакими усилиями нельзя было объяснить, что оправдательный приговор суда не означает признание за ним права воровать товарищеские сапоги. Понятие недоказанности деяния было ему недоступно, он слушал, беспо­лезно моргал глазами, не желая отдавать сапог.
[Читать далее]Другой раз ко мне пришел солдат, обвинявшийся в краже висевшего во дворе белья. Кража это была третьей, а потому и влекла за собой несколько лет арестантских отделений. Так как факт кражи солдат не отрицал, то я посоветовал ему чистосер­дечно в ней сознаться, пообещав просить о смягчении наказания. Этот совет несказанно его удивил. Он ответил, что сознаваться на суде может разве что только самый глупый человек. Не изменил он своего мнения и после моего предупреждения, что запирательство повлечет применение высшей меры наказания. Дело слушалось третьим или четвертым. Прокурор уже утомив­шийся и к тому же плохо знакомый с делом, сказал трафаретную обвинительную речь. Я воспользовался этой поверхностью и заявил, что утверждать невиновность моего клиента не могу, возможно, кража была им совершена, но для обвинительного приговора нужны не предположения, а доказательства, каковых, однако, прокурор не представил. По этой причине подсудимый вправе рассчитывать, что суд примет к нему то основное пра­вило уголовного правосудия, в силу которого всякое сомнение должно истолковываться в пользу, а не во вред обвиняемого.
Солдат был оправдан, и, отозвав меня в сторону, сказал: «Сами понимаете, что я человек бедный и ничем поблагодарить Вас не могу, но, - прибавил он шепотом, - добуду, так принесу».
Это полное непонимание свойств совершаемого деяния, а потому и несоответствие тяжести наказания сознанию винов­ности приводило многих начальников к стремлению скрывать преступления своих подчиненных и прибегать к отеческому воздействию, то есть по-простому к кулачной расправе. Сторонники «педагогического горчичника» ссылались на то, что такого рода воздействие очень часто исправляет провинившегося и позволяет ему по окончании службы возвратиться домой без особых порочных наклонностей. Между тем долговременное пребывание среди обитателей тюрьмы неизменно обращает попадающие туда даже здоровые натуры в профессиональных преступников.
Я всегда был большим врагом побоев. Мне думалось, что побои унижают человека, что они убивают в нем те чувства чести и собственного достоинства, которые составляют высшие духовные качества людей и потому вернее всего охраняют их нравственность и порядочность.
Недавно один инженер, рассказывая о своей службе в Аф­рике, писал, что самым тяжелым в его положении является необходимость ежедневно присутствовать при телесном нака­зании туземцев, но, говорит он, тут приходится выбирать одно из двух: или розги, или расстрел. Другие средства бе­сильны.




Психология

Previous post Next post
Up