Жданов о музыке

May 16, 2016 14:34

Мы уже говорили о том, что главной целью жизни и главным содержанием деятельности Жданова были гонения на творческую интеллигенцию. Гнал он не только (на) литераторов, но и (на) музыкантов. Поэтому в сегодняшнем посте делюсь наиболее зацепившими фрагментами речи Жданова, прозвучавшей перед композиторами 13 января 1948 года (слова Андрея Александровича выделены жирным).

Новаторство не является самоцелью; новое должно быть лучше старого, иначе оно не имеет смысла.

Разве нет?

Вы, может быть, удивляетесь, что в Центральном Комитете большевиков требуют от музыки красоты и изящества. Что за новая напасть такая?! Да, мы не оговорились, мы заявляем, что мы стоим за красивую, изящную музыку… Ведь что такое гениальное в музыке? Это совсем не то, что могут оценить только кто-то один или небольшая группа эстетствующих гурманов. Музыкальное произведение тем гениальней, чем оно содержательней и глубже, чем оно выше по мастерству, чем большим количеством людей оно признаётся, чем большее количество людей оно способно вдохновить. Не всё доступное гениально, но всё подлинно гениальное доступно.

Как тут не вспомнить Гёте:

Сначала пишут просто и плохо, потом сложно и плохо, потом сложно и хорошо, потом просто и хорошо.

Современную музыку характеризует одностороннее увлечение ритмом в ущерб мелодии.

Комментарий Алексея Волынца:

Похоже, здесь Жданов, сам того не ожидая, сделал пророческое предсказание - сейчас даже неискушённый читатель, оглянувшись на музыку второй половины XX века, наверняка согласится, что вся история современных музыкальных течений, от джаза до рока, прошла под знаком тотального торжества ритма над мелодией. Яркое свидетельство этому - современная коммерческая эстрада в Р.Ф. Остающийся массовый спрос на мелодию реализуется на самом примитивном уровне, типа «шансона». При этом современная музыка в России явно проигрывает западным аналогам, а классическое музыкальное искусство стало уделом крайне малочисленных профессионалов и «эстетствующих гурманов». Невольно задумаешься: что же лучше для развития музыкальной культуры - современная «свобода творчества» или исступленно осуждаемый тоталитаризм ждановского образца?



Музыка, Жданов

Previous post Next post
Up